«ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьное телевидение» (далее – Программа) социально-педагогической направленности базового уровня строится на традиционных идеях, рассматривающих телевидение – с одной стороны – как экранное искусство, а с другой – как структуру, входящую в систему средств массовых коммуникаций. Программа направлена на формирование творческой индивидуальности обучающихся, освоение ими искусства слова, умения собирать и грамотно распоряжаться интересной информацией, приобретение навыков работы с персональным компьютером, видеокамерой, профессиональным микрофоном, помогает в овладении психологией общения, межличностном взаимодействии. Освоение данной Программы помогает привить обучающимся интерес к профессии телевизионного журналиста и смежных с ней профессий: телеоператора, видеомонтажёра, редактора телевизионных программ.

преподаватели

Чучуй Виктор Михайлович, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Раздел 1. Введение в журналистику

Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж

Теория. Знакомство с программой «Основы тележурналистики», её целями и задачами, порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Формы и методы деятельности объединения. Базовые навыки владения компьютером.

Практика. Первичная диагностика. Заполнение обучающимися анкеты «Базовые навыки владения компьютером».

Тема 1.2. Роль журналистики в обществе. Журналистика и общественное мнение

Теория. Обобщение и систематизация имеющихся знаний и представлений о журналистике. Новые термины. Профессия тележурналиста. Тележурналистика. Мультимедиа материал. Универсальный журналист. Роль журналистики в обществе. Постановка проблемных вопросов и поиск ответов. Журналистика и общественное мнение. Резюме. Первичное закрепление полученных выводов на примерах из кинематографа.

Тема 1.3. Факт и его интерпретация. Источники информации

Теория. Понятие «факт». Информация. Классификация источников информации. Критерии достоверности информации. Анализ информации.

Тема 1.4. Средства массовой информации (СМИ). Понятие, виды и функции. Документы, регламентирующие деятельность СМИ

Теория. Понятие СМИ. Виды СМИ: пресса (газеты, журналы); книжные издательства; агентства печати; радиовещание; телевидение; кино-, видео-, звукозапись; интернет; социальные сети (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram). Функции: информационная, формирования общественного мнения, образовательная, «тиражирования», управленческая, политического маркетинга. Алгоритм работы с документами. Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Г ражданский кодекс РФ, Закон РФ «О средствах массовой информации», ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Закон РФ «О рекламе», ФЗ «О государственной тайне», ФЗ «О персональных данных», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Авторское право (ГК РФ Глава. 70).

Практика. Работа с нормативными документами, регламентирующими деятельность СМИ. Опрос по теме.

Раздел 2. Введение в печатную журналистику

Тема 2.1. Печатная (бумажная, газетно-журнальная) журналистика

Теория. Печатная журналистика. Её особенности. Функции. Жанры. Информационный жанр: заметка, информационная корреспонденция,

репортаж, инфоотчет, инфоинтервью, блиц-опрос. Аналитический жанр: аналитическое интервью, рецензия, статья, аналитический отчет, комментарий, аналитическая корреспонденция; журналистское расследование, аналитический опрос, беседа, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, прогноз, письмо и т.д. Художественно­публицистический жанр: очерк (портретный, проблемный, путевой), эссе, колонка, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда.

Практика. Практическое задание «Жанр». Определение жанра и вида журналистских текстов.

Тема 2.2. Структура журналистского текста. Принцип пирамиды

Теория. Составляющие хорошего текста. Принцип пирамиды. Перевернутая пирамида. Правильная пирамида. Журналистский текст и его отличие от художественного. Правила построения журналистского текста.

Практика. Творческое задание «Журналистский текст». Анализ журналистских текстов.

Тема 2.3. Заголовок. Его роль, разновидности, способы создания

Теория. Функции заголовка: графически-выделительная, номинативная, информативная, рекламная, оценочно-экспрессивная, интегративная. Виды заголовков: автосемантичные, синсемантичные. Значение заголовка.

Разновидность и способы создания.

Практика. Практическое задание. Анализ заголовков в различных источниках информации.

Тема 2.4. Лид. Его роль, разновидности, способы создания

Теория. Лид (вводка) - первый абзац текста, как правило, выделенный жирным шрифтом. Задача и значение лида – удержать читателя, предложить увлекательную информацию, чтобы он продолжил чтение статьи. Виды и особенности лидов. Прямые: обобщающие, модифицированные, оберточные, расколотые. Затяжные: сценические, повествовательные, анекдотические, ситуативные. Функции лида. Нежелательные лиды. Оптимальный размер лида.

Практика. Творческое задание «Лид». Анализ лидов.

Тема 2.5. Заметка. Как сохранить краткость

Теория. Заметка и ее особенности. Факт в заметке. Задача заметки - раскрытие факта. Дифференциация заметок по проблемно-тематическому признаку: экономические, политические, культурные, экологические, спортивные, социально-бытовые, эстетические, криминальные и т. д. Основные части заметки. Ее отличия от журналистского текста. Правила написания заметок.

Практика. Творческое задание «Заметка». Анализ заметок.

Тема 2.6. Ошибки при написании текста

Теория. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. Специализированные сервисы для проверки ошибок.

Практика. Тест по темам раздела.

Тема 2.7. Текст в социальных сетях

Теория. Особенности публикаций в социальных сетях. Шесть типов контента: обучающий, продающий, коммуникативный, новостной, репутационный, развлекательный). Разница в оформлении (размеры фотографий, максимальное количество знаков в тексте). Разница в содержании (интересы и потребности зависят от возраста, пола, географии и социального статуса) на примере социальных сетей ВКонтакте, Twitter, Instagram. Смайлы и хештеги. Ссылки.

Практика. Творческое задание «Публикация в социальной сети».

Раздел 3. Введение в фотожурналистику

Тема 3.1. Профессия фотожурналиста

Теория. Жанры фотожурналистики. Роль фотоиллюстрации. Виды и особенности фотожурналистики. Профессия фотожурналиста. Фотографические навыки. Технологические навыки. Этические и правовые моменты.

Практика. Тест «Жанры, виды и особенности фотожурналистики».

Тема 3.2. Фотоаппаратура

Теория. Классификация современных фотокамер. Достоинства цифровой фотографии. Особенности устройства и основных частей фотоаппарата. Базовая настройка фотоаппарата. Режимы съемки цифровых камер. Классификация объективов: нормальные, широкоугольные, телеобъективы. «Фикс-фокус» и зум-объектив. Правила ухода за фототехникой, оптикой. Комплект необходимого оборудования для съемки.

Сменные объективы. Светофильтры. Штативы, моноподы и другие опоры. Формирование изображения на матрицу. Оперативность при съёмке и просмотре отснятого материала. Хранение и поиск фотографических архивов. Форматы графических изображений, их преимущества и недостатки.

Практика. Практическое задание. Изучение современных видов фототехники, объективов с помощью иллюстративного и наглядного материала. Съёмка цифровыми фотоаппаратами в различных режимах, совместная работа и просмотр отснятого материала на компьютере.

Тема 3.3. Экспозиция. Выдержка, диафрагма, ISO

Теория. Установка экспозиции. ISO, диафрагма и выдержка. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Приоритет диафрагмы или выдержки. Творческие приёмы использования приоритета диафрагмы или выдержки. Эффект фризлайта.

Практика. Практическая работа «Проведение фотосъёмки с использованием разных режимов диафрагмы и выдержки, экспозиции. Эффект фризлайта».

Тема 3.4. Композиция в фотографии. Основные изобразительные средства фотографии

Теория. Основные правила композиции (смысловой центр, свойства линий, контраст, размещение, «золотое сечение», правило одной трети, равновесие и симметрия, формат, точка съёмки, диагональ, пространство, чтение изображения, боке). Различные техники съемки: съемка с «проводкой», зум-эффект. Композиция в пейзаже. Роль освещения в процессе съёмки. Выбор композиционного построения портрета (во весь рост, поколенный, поясной, погрудный, головной).

Практика. Практическое задание. Съёмка цифровым фотоаппаратом с учётом применения основных правил композиции, составление композиций. Съёмка пейзажа. Портретная съемка. Обработка отснятого материала в студии. Анализ результатов работы.

Тема 3.5. Репортажная съёмка. Основные правила и требования к репортажной съёмке

Теория. Жанры фотографии. Особенности репортажной съемки. Детали фото, «решающий момент», факт и своя точка зрения на событие, ракурс, реальная история и замысел. Выбор аппаратуры, аксессуаров для съемки. Основные правила съёмки мероприятий. Статика и динамика изображения. Поиск сюжета. Юридические аспекты репортажной съемки. Выбор оборудования.

Практика. Творческое задание «Фоторепортаж с мероприятия». Как рассказать историю, используя всего три фотографии.

Тема 3.6. Обработка фотографий в графических редакторах Photoshopи Lightroom. Подготовка фотографий к печати и к публикации в Интернет

Теория. Обработка отснятого материала на компьютере. Принципы обработки фотографий. Подборка фотографий. Кадрирование, коррекция кадров по свету и цветовой гамме, устранение эффекта «красных» глаз и т.д. Графический редактор Photoshop (описание программы; настройка рабочего пространства). Графический редактор Lightroom (описание программы; настройка рабочего пространства). Предпечатная подготовка фотоизображений. Ознакомление с оборудованием для печати. Основные требования для публикации в сети Интернет, сохранение изображений с учетом требований глобальной сети.

Практика. Открытое занятие. Самостоятельная обработка воспитанниками своих снимков (репортажная съемка) в графических редакторах Photoshopи Lightroom на компьютере в студии. Работа по подготовке фотографий к печати и публикации в Интернет.

Тема 3.7. Мобильная фотография. Создание видеоклипов из фотографий. Программы: WindowsMovieMaker, AdobePremierPro

Теория. Особенности мобильной фотографии. Социальная сеть Instagram. Особенности и основные элементы. Описание программ: WindowsMovieMaker, AdobePremierPro. Настройка рабочего пространства. Принципы создания видеоклипов из фотографий. Наложение текста и музыкального сопровождения.

Практика. Просмотр и анализ мобильных фотографий профессионалов. Творческое задание «Мобильная фотография». Подготовка видеоклипа из фотографий.

Раздел 4. Введение в тележурналистику

Тема 4.1. Специфика работы тележурналиста

Теория. Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения. Телевизионные специальности. Телевизионные жанры. Особенности профессии тележурналиста. Оборудование телевизионной студии:  свет, камеры, звуковое оборудование (микрофон, «ухо», аудиомониторы) штативы (трипод, монопод). Оборудование эфирной аппаратной: эфирный видеомикшер и т. д.

Практика. Практическое задание. Устройство и принцип работы оборудования телевизионной студии.

Тема 4.2. Видеокамера. Техника владения видеокамерой

Теория. Виды видеокамер. Устройство и основные функции видеокамеры. Специальные функции и спецэффекты. Основные правила видеосъёмки. Съёмка с рук: основные приёмы и положения тела, ракурсы, трансфокация. Тряска (дрожание камеры) и способы борьбы с этим. Гравитационный синдром при съёмке. Съёмка со штатива, правила пользования штативами. Съёмка с движения: панорамирование, тревелинг, съёмка с тележки, съёмка с крана, устройства гироскопической стабилизации камеры. Композиция кадра: план крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра.

Практика. Практическое задание. Отработка техники съёмки из различных положений; разных ракурсов. Отработка техники наездов и отъездов трансфокатором автоматическим и ручным. Тренировка твёрдого держания камеры в руке, на плече, на колене. Отработка техники съёмки со штатива.

Тема 4.3. Звукозаписывающее оборудование. Монтаж звука

Теория. Оборудование для работы со звуком. Микрофоны, микшерный пульт, колонки, диктофоны. технические средства звукозаписи. Моно- и стереозапись. Звуковые редакторы: AdobeAuditionCC- профессиональный редактор, предназначенный для записи звука, а также для работы с цифровыми аудио; АудиоМАСТЕР - многофункциональный аудиоредактор, предназначенный для работы с музыкой и звуком. Монтаж звука. Монтаж в условиях предварительной записи. Параллельный монтаж. Последовательный монтаж.

Практика. Практическое задание «Отработка навыков звукозаписи и аудиомонтаж».

Тема 4.4. Телевизионный сюжет

Теория. Телевизионный язык. Умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Структура сюжета. Подготовка к съемке. Сбор предварительной информации, создание списка спикеров. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап». Съёмка телесюжета (взаимодействие оператора и журналиста). Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета. Создание монтажного листа, монтажного плана сюжета. Обработка исходного материала. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр. Использование «перебивок», деталей.

Практика. Творческое задание. Разработка концепции телесюжета, создание монтажного плана. Съемка.

Тема 4.5. Программы для видеомонтажа

Теория. Видеоредактор VideoPad. Основные инструменты программы видеомонтажа. Интерфейс программы. Звуковой ряд телесюжета: сочетание звукового ряда с видеорядом сюжета, размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов. Создание файла проекта. Работа с программой видеомонтажа. Использование аудиофильтров. Специальные инструменты видеомонтажа: создание титров и заставок. Эффекты перехода, использование функций. Видеофильтры. Использование изображений и аудиофайлов при создании видеофайла. Экспортирование файла. Форматы видеофайлов.

Практика. Творческое задание. Импортирование видеофайлов на компьютер. Создание видеосюжета на заданную тему.

Тема 4.6. Интервью

Теория. Цели и особенности интервью. Активное слушание. Коммуникативные техники. Требования к вопросу. Взаимодействие при съёмке интервью. Формы организации интервью. Этапы подготовки интервью. Открытые и закрытые вопросы. Десять способов испортить интервью.

Практика. Творческое задание «Интервью». Предварительная подготовка вопросов, приготовление помещения и аппаратуры к съёмке. Съёмка интервью. Просмотр и обсуждение отснятых кадров. Монтаж интервью.

Тема 4.7. Человек в кадре

Теория. Выбор плана при съёмке человека. Съёмка взаимодействующих объектов. Работа телеведущего. Съёмки диалога. «Правило восьмёрки». «Говорящий фон». Съёмка «стенд-апа». Техника речи.

Практика. Творческое задание «Стенд-ап». Съёмка «стенд-апа». Просмотр и обсуждение отснятых кадров. Монтаж «стенд-апа».

Тема 4.8. Мобильная видеосъемка и монтаж. Публикация на видеохостингах

Теория. Нюансы мобильной видеосъемки и монтажа. Программы для мобильных телефонов и сервисы. Приложения для монтажа видео на Android: VivaVideo: FreeVideoEditor, WeVideo; на iOS: Splice, InShot, iMovie. Достоинства и недостатки. Видеохостинги: YouTube, Яндекс.Видео, Vimeo, RuTube, Brightcove. Возможности и особенности. Загрузка персональной обложки для видео. Прямые эфиры.

Практика. Творческое задание. Мобильная видеосъемка. Монтаж. Загрузка видео на видеохостинг YouTube.

Тема 4.9. Лонгрид - формат онлайн-журналистики. Платформа TildaPublisihg

Теория. Понятие «лонгрид». Основная идея и задача лонгрида. Структура, типовые элементы. Вдохновляющие примеры. Особенности платформы «TildaPublishing» - блочного конструктора сайтов, позволяющего создавать блоги. Типовые элементы. Вдохновляющие примеры. Дизайн.

Практика. Просмотр и анализ вдохновляющих примеров лонгридов. Творческое задание «Мой первый лонгрид». Создание лонгрида.

Раздел 5. Итоговое занятие. Конкурс творческих работ

Практика. Формирование портфолио каждого обучающегося из творческих работ, созданных за год. Самостоятельное выполнение обучающимся итоговой творческой работы на выбранную тему в любом жанре на основе полученных знаний. Просмотр и обсуждение. Представление каждым обучающимся творческой работы на конкурс.

Цели программы

Обучить основам тележурналистики, стимулировать интерес к профессии тележурналиста.

Результат программы

По итогам освоения Программы обучающиеся будут знать:

-   историю появления и становления тележурналистики, её жанры и специфику;

-   основные требования к профессии тележурналиста;

-   основные законы, регламентирующие деятельность СМИ, и морально-этические нормы, которыми руководствуется журналист в процессе своей работы;

-   виды и методики журналистского творчества на телевидении;

-   принципы создания телесюжета, телекомментария, телепередачи;

-   технологию разработки концепции и формата издания в соответствии с техническими требованиями;

-   технологию разработки макета издания/ режиссерского сценария в соответствии с концепцией и техническими требованиями;

-   особенности сбора и проверки информации;

-   технологию интервьюирования;

-   особенности работы с диктофоном;

-   технологию фото- и видеосъемки;

-   технологию звукозаписи;

будут уметь:

-    искать, находить, запрашивать, проверять и преобразовывать информацию;

-    создать сюжет (с закадровым текстом и интервью) для программы новостей, сценарий;

-    правильно рассчитывать хронометраж подготовленных к эфиру видеоматериалов;

-    расшифровывать и редактировать аудиоматериалы с диктофона;

-    обрабатывать и монтировать звукозаписи;

-    создавать материалы на платформе Tilda (настройка шаблонов, простая верстка, редактирование, публикация);

-    пользоваться компьютером, создавать, редактировать, сохранять текстовые и гипертекстовые документы, обрабатывать фотоизображения, создавать и редактировать презентации; пользоваться веб-браузерами; работать с файлами на внешних носителях;

-    правильно обращаться с фотоаппаратурой различных типов и основными приспособлениями для фотосъемки;

-    правильно обращаться с видеоаппаратурой, владеть начальными навыками работы телеоператора, видеомонтажёра, редактора телепередачи;

-    вести телевизионные передачи-беседы в студии;

-    проводить интервью;

-    тактично общаться с людьми, не переступая этических норм и соблюдая право личной жизни граждан;

-    соотносить свои обязанности и личные творческие задачи с творческими задачами, стоящими перед коллективом в целом.

Особые условия проведения

Принимаются дети в возрасте от 13 до 17 лет

Материально-техническая база

Продуктивность работы во многом зависит от качества материально­технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения, таких как:

-    ноутбук с подключением к сети internet- 15 шт.(операционнаясистемаWindows:7, Vista, 8, 10 (32- битная, 64-битная); процессор с тактовой частотой 2200 MHzи более; ОЗУ не менее 2 ГБ; видеокарта с видеопамятью объемом не менее 256 Мб;

-    программное обеспечение: Windows Movie Maker, Adobe Premier Pro, VideoPad, Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, Audacity, Adobe Audition CC.

-    видеопроектор;

-    экран;

-    телевизор;

-    цифровой зеркальный фотоаппарат - 5 шт.;

-    штативы;

-    фотовспышки;

-    фотопринтер;

-    сканер;

-    студийное световое оборудование;

-    фоны для съемки;

-    фотобумага;

-    мобильный телефон (Androidили iOS)

-    видеокамера - 3 шт.;

-    эфирный видеомикшер - 1 шт.;

-    микшерный пульт - 1 шт.;

-    микрофон репортажный - 3 шт.;

-    микрофон выносной - 3 шт.;

-    телевизионная ширма.