"Юный исследователь"

Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет естественнонаучную направленность инацелена на выявление склонности обучающихся к конкретной исследовательской и научной деятельности, формирование умений и навыков будущего исследователя, развитие его познавательных способностей.

Актуальность заключается в том, что в современных семьях недостаточно внимания уделяется развитию познавательной активности детей,и в современной школе обучающийся не в полной мере реализует себя в качестве исследователя, поэтому занятия детей по данной программе актуальны и востребованы.Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Экспериментально-исследовательская деятельность рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Педагогическая целесообразность заключается в том, чтов ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты. «Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму» – ведь когда ребенок слышит, видит и делает сам, то усваивается все крепко и надолго. Образование сегодня невозможно без применения инновационных технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки самообразования и саморазвития, соответственно возникает необходимость прибегать к экспериментальной деятельности – методу, направленному наилучшим образом сформировать универсальные знания у младших школьников.

преподаватели

Артюх Ольга Игоревна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Раздел 1. Введение (теория 1час)

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория (1 ч.): Знакомство с детьми. Правила поведения в учреждении. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с материалами и инструментами человека. Вводный контроль.

Игра «Давайте познакомимся». Игра: «Из чего сделан предмет»: извлечь из мешка предмет, определить из чего он сделан. Познакомить с колбой, микроскопом, лупой.

Раздел 2. Человек (теория 2 часа, практика 4 часа)

Тема 2.1. «Органы чувств».

Теория (1ч.): Строение тела человека, органы чувств и их назначение.

Практика (2ч.): Определить на ощупь куклы-голыша. Рассмотреть муляжи частей тела человека; нарисовать свой портрет; нарисовать одежду для девочек и мальчиков; определить запахи различных фруктов; определить вкус различных продуктов.

Игра «Починим игрушку»

Тема 2.2. «Жилище человека».

Теория (1ч.): Жилище человека в древности. Дома людей на Севере (иглу) и в Африке (дома на сваях). Дом будущего.

Практика (2ч.): Создать макет «древнего дома» (пещера). Построить «ледяной дома» из пенопласта. Дом на сваях.

Нарисовать дом будущего.

Раздел 3. Живая природа (теория 3часов, практика 8часов)

Тема 3.1 «Жизнь растений».

Теория (1ч.): Цикл развития растения, о плодах и семенах.  Строением семян. Уход за растениями. Роль листьев и корней у растений. Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Практика (2ч.): Выявить ту часть растения из которой может появиться новое растение, выделить общее в строении семян: оболочка и ядро, наблюдать за ростком гороха, выделить циклы развития растения, установить зависимость роста и состояния растения от ухода за ним.

 

Тема 3.2. «Приспособление животных и птиц к окружающей среде».

Теория (1ч.): Осенние изменения в неживой природе.  Жизнь животных осенью. Линька зверей. Внешний вид птиц и их приспособления для жизни в воде и воздухе. Внешний вид рыб и их приспособления для жизни в воде. Настольная игра «Что бывает осенью?» Игра: «Летает не летает».

Практика (4ч.): Выбрать из сезонных картинок осенние признаки в природе. Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.  Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Рассмотреть строение крыла птицы. Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Выполнение поделок из бумаги и пластилина.

Тема3.3. «Характерные особенности сезонов».

Теория (1ч.): Времена года. Работа по таблице «Времена года».

Настольная игра «Времена года».

Практика (2ч.): Определить взаимосвязь сезона и развития растения: действие тепла и холода на растение. Доказать необходимость некоторых изменений в природе. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла. Выполнить поделки из природного материала.

Раздел 4.Неживая природа (теория 6часов, практика 11 часов)

Тема 4.1. «Свойства воды. Путешествие Капельки».

Теория(1ч.): Вода. Качества и свойства воды. Виды водоёмов и их экология.

Практика(2ч.): Выявить основные свойства воды: прозрачность, льётся, без вкуса и без запаха, имеет вес, растворяет вещества, окрашивается. Показать три агрегатных состояния воды: твёрдое, жидкое и газообразное. Изготовление цветных льдинок. Рисование различных водоёмов и выполнение работ из пластилина.

Тема 4.2.«Свойства воздуха».

Теория(1ч.): Воздух и его свойства. Сравнение свойств воздуха и воды. Воздух в жизни человека, животных и растений. История воздушных шаров.

Практика (2ч.): Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Обнаружить воздух в человеке. Обнаружить воздух в различных предметах, надуть мыльные пузыри (воздух занимает место), доказать что воздух легче воды и имеет силу.

Тема 4.3.«Свойства песка».

Теория (1ч.): Песок, его качества и свойства. Использование песка в жизни человека.

Практика (2ч.): Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, впитывает воду. Выполнить песочные картинки.

Тема 4.4. «Волшебная глина».

Теория (1ч.): Глина, её качества и свойства. Сравнение песка и глины. Использование глины в жизни человека.

Практика (2ч.): Выделить свойства глины: сыпучесть, рыхлость, вязкость и липкость при впитывании воды. Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с водой. Выполнить поделки из глины.

Тема 4.5.«Свойства камней».

Теория (1ч.): Рождение камней. Разнообразие камней в природе. Использование камня в жизни человека.

Практика (2ч.): Наблюдать за свойствами камней: разноцветные, тяжёлые, тонут в воде, меняют цвет в воде. Выполнить сувениры из камней.

Тема 4.6.«Земля- планета».

Теория (1ч.): Разнообразие видов жизни на планете Земля. Знакомство с глобусом.

Практика (1ч.): Выполнить рисунки и поделки из пластилина. Выявить зависимость вращения Земли и смены дня и ночи.

Раздел 5.Физические явления (теория 2часа, практика 8 часов)

Тема 5.1.«Горячо- холодно».

Теория (1ч.): Понятия «горячий- холодный». Климатические условия пустыни и Арктики. Игра «Горячо- холодно»

Практика (2ч.): Научить определять температурные качества веществ и предметов. Закрепить в словаре термины «Горячий и холодный». Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лёд- вода, вода- лёд).Выявить условия, при которых предметы могут согреваться(трение, движение; сохранение тепла).

Тема 5.2.«Волшебная рукавичка».

Практика (2ч.): Магниты. Магнитный театр.  Металл и магниты.

Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Доказать, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Выполнить поделку «Магнитная игрушка».

Тема 5.3.«Свет вокруг нас».

Теория (1ч.): Свет. Источники света природные и искусственные. Промежуточные цвета. Смешивание цветов.

Игра «Радуга»

Практика (2ч.):Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Получить промежуточные цвета путём смешивания двух цветов.

Тема 5.4.«Что звучит»?

Практика (2ч.): Предметы и звуки. Звуки музыкальные и шумовые. Музыкальные инструменты. Возникновение звука.

Игра «Узнай по звуку». Игра «Оркестр».

Научить определять по издаваемому звуку предмет. Научить различать музыкальные и шумовые звуки. Познакомить с музыкальными инструментами. Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Раздел 6.Материалы и их свойства (теория 2 часа, практика 4часа)

Тема 6.1.«Свойства дерева».

Теория (1ч.): Строение дерева. Древесина, её качества и свойства. Использование древесины человеком. Защита леса.

Игра «Узнай на ощупь».

Практика (1ч.): Рассмотреть строение спила дерева. Вычленить качества и свойства древесины. Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины.

Тема 6.2.«Бумажные истории».

Практика (2ч.): История возникновения бумаги. Её качества и свойства.

Игра «Узнай на ощупь», «Мусоробол».

Научить узнавать вещи из бумаги. Вычленить качества и свойства бумаги. Выполнить поделки из бумаги (оригами). Учить убирать за собой мусор.

Тема 6.3. «Свойства стекла».

Теория (1ч.): Стекло, его качества и свойства. История возникновения стекла. Муранское стекло.

Игра «Найди предмет из стекла»

Практика (1ч.): Определить качества и свойства стекла. Промысел стекла. Учить узнавать предметы, сделанные из стекла.

Раздел 7.Рукотворный мир. Преобразование (теория 2часа, практика 8 часов)

Тема 7.1.«Поделки и игрушки из бумаги».

Практика (2ч.): Правила техники безопасности при работе с ножницами. Схемы изготовления поделок. История игрушки оригами. 

Отразить имеющиеся представления в преобразующей деятельности. Учить работать с бумагой и ножницами. Учить стремиться преобразовать окружающую действительность, изменять её, используя дополнительные детали; получать результат.

Тема 7.2.«Игрушки из глины».

Теория (1ч.): Особенности работы с глиной. Способы лепки.

Практика (1ч.): Развивать изобразительные умения. Учить преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину.

Тема 7.3.«Поделки из природного материала».

Практика (3ч.): Способы работы с природным материалом. Правила техники безопасности. Виды природного материала. Охрана природы.

Учить работать с различным природным материалом. Развивать эстетический вкус. Учить преобразовывать действительность, используя новые виды материалов; получать результат.

Тема 7.4.«Микроскоп и его волшебный глаз. Лупа».

Теория (1ч.): История создания микроскопа и лупы. Современные микроскопы.

Практика (2ч.): Научить работать с лупой. Познакомить с устройством микроскопа. Сравнить изображения под микроскопом и лупой.

Раздел 8. Праздники народного календаря (практика 3 часа)

Тема 8.1. Знакомство народными праздниками.

Практика (3ч.): История праздника.  Пословицы, поговорки и народные приметы. Элементы театрализиции. Игры. Викторины.

1.«Осенины от души, напечем всем пироги»! (развлечение)

2.«Васильев вечер у двора поколядовать пора» (посиделки)

3.«Красная горка пришла всем весну принесла» (игровая программа)

Раздел 9.«Путешествие в мир сезонов» (практика 3 часа)

Тема 9.1Практика (3ч.): Сезонные превращения.

1. Осенняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных.

2.Зимняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Свойства снега.

3.Весенняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений.

Раздел 10. Безопасность дорожного движения (теория 1 час, практика 2 часа)

Тема 10.1. Безопасность дорожного движения.

Теория (1 ч.): Беседы о правилах поведения на дорогах и улицах города, о личной безопасности и ответственности каждого. Обсуждение опасных мест по пути следования из дома в школу и обратно. Типичные ошибки поведения детей на дорогах, приводящие к несчастным случаям и авариям. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, санках. Название и назначение распространенных дорожных знаков для пешеходов и водителей. Остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит.

Практика (2ч.): Экскурсии по маршруту следования детей в школу. Работа с памятками по правилам безопасного поведения на дорогах, дорожным знакам.

Раздел 11.Итоговое занятие (теория 1час, практика 1час)

Теория (1ч.):Обобщающее занятие по пройденным темам.

Практика (1ч.):Самостоятельное проведение экспериментальных действий.

Цели программы

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям,обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост через включение в экспериментально-исследовательскую деятельность, воспитывая при этом чувство долга за сохранение и приумножение природных богатств родного края.

Результат программы

У обучающихся будут сформированы:

§ ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения на улице, в общественных местах;

§ понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

§ понимание необходимости бережного отношения к природе;

§ адекватное восприятие содержательной оценки своей работы педагога.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

§ понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;

§ понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей;

§ понимания своей сопричастности к жизни страны;

§ внимательного отношения к красоте окружающего мира, природы своей Родины.

Особые условия проведения

Дети принимаются в возрасте от 7 до 11 лет

Материально-техническая база

· использовать все возможности удовлетворения потребности в движении, предпочтение отдаётся произвольным, плавным движениям в умеренном темпе;

· удовлетворить потребность в игровой деятельности;

· удовлетворить потребность познавать, исследовать;

· удовлетворить потребность в общении;

· удовлетворить потребность творить, создавать.

Основные критерии здоровьесберегающего занятия:

· наличие на занятии педагогической технологии развивающего обучения, не вызывающей хронического утомления;

· возможность коллективного сотворчества;

· эмоционально положительное восприятие учебной деятельности;

· возможность саморегуляции текущего функционального состояния с целью достижения оптимальной работоспособности (смена позы, релаксация, активизирующие и расслабляющие упражнения, чередование вида деятельности, работа в индивидуально приемлемом темпе, выбор формы отдыха и т.д.);

· развитие значимых функций обучающихся средствами содержания занятия (логическое мышление, воображение, память, коммуникативные способности, речь и др.).