Хоккей

Программа  по виду спорта "Хоккей" реализуется в сетевой форме.

Программа разноуровневая, предусматривает два уровня сложности:базовый и углубленный в освоении обучающимися образовательной программы.

     Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно рассматривать как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей юных хоккеистов. В процессе всех лет занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения. Спортивная тренировка юных хоккеистов имеет ряд методических и организационных особенностей:

1. Тренировочные занятия с юными хоккеистами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).

2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

3. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечивать гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.

4. Надежной основой успеха юных спортсменов является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.

5. Необходимо учитывать особенности построения учебного процесса в планировании спортивной тренировки. Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований.

Педагоги

Жоров Андрей Васильевич

Красников Алексей Владимирович

Содержание программы

 

Учебный материал по специальной подготовке распределен по возрастным периодам с учетом периодов наибольшего благоприятствования в развитии отдельных физических качеств. Наиболее благоприятным возрастом для обучения движениям (образование и закрепление динамических стереотипов) является период до полового созревания. Поэтому очень важно, чтобы именно в этом возрасте юные хоккеисты освоили возможно больший объем двигательных навыков. Воспитание силы в этот период в целом должно быть подчинено совершенствованию скоростно-силовых и силовых способностей. Повышенная возбудимость и лабильность нервных процессов в детском возрасте (до 12 лет), является благоприятной предпосылкой для воспитания быстроты двигательной реакции и быстроты движений. Для этого нужно использовать подвижные, спортивные игры, а также разнообразные упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленные сигналы, быстрых локальных движений и кратковременных перемещений. В возрасте 13-15 лет значительное место в составе средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, быстрых спрыгиваний и выпрыгиваний, переменных ускорений в беге (с варьированием как скоростных характеристик бега, так и внешних условий – в гору и с горы, по различному грунту и т.д.). Максимальная скорость бега увеличивается в период с 14 до 17 лет. В этом возрасте большое место занимают спортивные игры и повторное преодоление коротких отрезков (20, 30, 40, 50, 60 метров) с максимальной скоростью. В процессе воспитания быстроты необходимо сочетать скоростные упражнения с заданиями по расслаблению мышц, в том числе и в процессе выполнения скоростных упражнений. Выносливость на различных этапах возрастного развития повышается неравномерно. Увеличение размеров и функциональных возможностей органов и систем организма, обеспечивающих выносливость, происходит в основном до и во время полового созревания (10-16 лет). В это время, особенно в период полового созревания, эффективность тренировки на общую выносливость значительно выше, чем в последующие годы, когда общая выносливость повышается незначительно. Способность к работе в анаэробных гликолитических условиях, типичных для хоккея, у детей подростков и частично у юношей значительно меньше, чем у взрослых. Поэтому тренировочные занятия анаэробной гликолитической направленности можно давать после предварительного достаточно продолжительного выполнения нагрузок аэробного характера. Чем выше биологический возраст хоккеиста, тем легче он переносит специализированные нагрузки, энергообеспечение которых осуществляется по преимуществу анаэробными процессами. Систематическое выполнение тренировочных заданий анаэробной направленности целесообразно планировать после периода полового созревания. Воспитание гибкости осуществляется с помощью упражнений, выполняемых с большой амплитудой движений (махи руками и ногами, наклоны и вращательные движения туловищем и т.д.). При силовой тренировке юных хоккеистов необходимо систематически выполнять упражнения на растягивание работающих мышц. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка должна обеспечивать разностороннее физическое развитие хоккеистов:

- развитие основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости; улучшение координационных способностей, расширение объема двигательных навыков;

– повышение общей работоспособности организма;

- создание прочной базы для высокого спортивного мастерства.

Во всех возрастных группах большое внимание должно уделяться общей физической подготовке юных хоккеистов. Элементы общей физической подготовки должны иметь место во всех практических занятиях. При составлении комплексов общеразвивающих упражнений необходимо учитывать их воздействие как на отдельные мышечные группы, так и на весь организм в целом, чередовать упражнения для мышц рук с упражнениями для мышц ног, упражнения для мышц спины с упражнениями для мышц брюшного пресса, исходные положения и т.п. Специальная физическая подготовка должна развивать двигательные качества, специфические способности для хоккея и содействовать быстрейшему освоению технических приемов. Овладение техникой игры в хоккей – процесс сложный и длительный. В группах начальной подготовки велика роль правильного показа и точного объяснения техники выполнения приема. Необходимо постоянно обращать внимание на качественную сторону выполнения изучаемых приемов. При совершенствовании технических приемов важно постоянно усложнять условия их выполнения, максимально приближая их к игровым. Во всех возрастных группах особое внимание следует уделять совершенствованию быстроты выполнения отдельных технических приемов, комбинаций из нескольких приемов, а также выполнению приемов без зрительного контроля. Тактическая подготовка играет ведущую роль в становлении мастерства юных хоккеистов. 

Цели программы

 

- создание оптимальных условий для   физического и духовно-нравственного развития детей, разностороннего совершенствования физических качеств и способностей, характеризующих общественно активную личность, воспитание спортсменов высокой ква­лификации, профессионального самоопределения обучающихся.

  Задачи спортивно-оздоровительного этапа подготовки:

-   привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом;

- формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям хоккеем;

 - овладение некоторыми элементами данного вида спорта.

   Задачи для групп начальной подго­товки:

- обучение основам техники катания на коньках и владения клюшкой;

-  овладение и закрепление  разнообразных двигательных умений и навыков;

- овладение  основами знаний по тренировке в избранном виде спорта;

- стимулирование развития волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;

- формирование  жизненно важных  гигиенических  навыков;

-  укрепление  здоровья воспитанников;

- развитие и совершенствование   физических и психомоторных  качеств воспитанников;

- содействие развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативности.

   Задачи для учебно-тренировочных групп:

 - дальнейшее укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно -сосудистой системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физической     подготовки;

 - повышение уровня   специальной  физической подготовленности;

 - обучение и совершенствование  основ  техники игры в хоккей;

 - начало участия в соревнованиях по хоккею;

 - овладение основами знаний по теоретической  подготовке.

 

Результат программы

Тесты для контроля и оценки уровня подготовленности, обучающихся на этапе начальной подготовки:

Тесты вне льда:

– бег 20 м с высокого старта ©;

– прыжок в длину толчком двух ног (м);

- отжимание на руках из и.п. упор лежа (кол-во);

- бег 20 м спиной вперед ©;

- челночный бег 6×9 м ©;

Тесты специальной физической и технической подготовленности (на льду хоккейной площадки):

– бег 20 м с высокого старта ©;

– бег 20 м спиной вперед ©;

- челночный бег 6×9 м ©;

- бег лицом вперед по малой восьмерке;

- обводка 3-х стоек с последующим броском шайбы в ворота;

- броски шайбы в ворота с места (балл) (5 бросков с отметки 7 м от ворот).

 

Тесты для контроля и оценки уровня подготовленности обучающихся на тренировочном этапе (период начальной специализации)

Тесты (вне льда):

- бег 30 м со старта ©;

– оцениваются скоростные качества;

- трехкратный прыжок в длину (м);

- оцениваются скоростно-силовые качества;

- бег 400 м © – оценивается скоростная выносливость;

– приседание со штангой весом собственного тела (кол-во) – оцениваются силовые качества;

- подтягивание на перекладине (кол-во раз);

- тест Купера: 12-минутный бег (м).

Тесты специальной физической подготовленности (на льду) :

– бег 30 м на коньках. Оцениваются стартовая скорость – время 1-го 10-метрового отрезка и дистанционная – время 3-го 10-метрового отрезка;

- челночный бег 4×54 м – оцениваются специальная выносливость и скоростно- силовые качества.

Тесты оценки технико-тактической подготовленности :

– бег на коньках по малой восьмерке лицом и спиной вперед (оценивается техника передвижения на коньках);

- обводка пяти стоек с последующим броском в ворота (скорость и точность броска) – оценивается техника ведения шайбы, обводка и броски шайбы в ворота;

– броски шайбы на технику, точность, силу и быстроту выполнения с удобного хвата – 6 бросков, с неудобного – 4 броска.

На тренировочном этапе (период углубленной специализации)

Тесты оценки общей физической подготовленности (вне льда):

- бег 30 м со старта ©;

- пятикратный прыжок в длину (м);

- бег 400 м ©;

– приседание со штангой весом собственного тела (кол-во раз);

– подтягивание на перекладине (кол-во раз);

– бег на 3000 м (мин, с).

Тесты специальной физической подготовленности (на льду) :

- бег 30 м на коньках – оцениваются стартовая скорость – время 1-го 10-метрового отрезка и дистанционная – время 3-го 10-метрового отрезка;

– челночный бег 5×54 м – оцениваются специальная выносливость и скоростно-силовые качества.

Тесты оценки технико-тактической подготовленности :

– бег на коньках по малой восьмерке лицом и спиной вперед (оценивается техника передвижения на коньках);

- обводка пяти стоек с последующим броском в ворота (скорость и точность броска) – оценивается техника ведения шайбы;

-обводка и броски шайбы в ворота (броски шайбы на технику, точность, силу и быстроту выполнения с удобного хвата – 6 бросков, с неудобного – 4 броска).

 

Особые условия проведения

Медицинские требования к занимающимся

К заявлению о приеме прилагаются медицинские документы, подтверждающие отсутствие у обучающегося противопоказаний для освоения общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности

Материально-техническая база

ледовая арена