Легкая атлетика

  • (3)

Легкая атлетика -  многолетняя спортивная подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Отличительная особенность программы

Легкая атлетика – совокупность видов спорта, включающая бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересеченной местности).

 

 

 

 

Педагоги

Ярошевич Ирина Александровна, учитель физической культуры и спорта. Категория - высшая

Содержание программы

Содержание Программы учитывает особенности подготовки обучающихся по легкой атлетике, в том числе:

большой объем разносторонней физической подготовки в общем объеме тренировочного процесса; постепенное увеличение интенсивности тренировочного процесса и постепенное достижение высоких общих объемов тренировочных нагрузок; необходимой продолжительностью индивидуальной соревновательной подготовки, характерной для избранного вида спорта; повышение специальной скоростно-силовой подготовленности за счет широкого использования различных тренировочных средств; перспективность спортсмена выявляется на основе наличия комплексов специальных физических качеств.

На этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнения контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки.

Основные задачи этапа:
улучшение состояния здоровья и закаливание; устранение недостатков физического развития;

привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям легкой атлетикой, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни; обучение основами техники всех видов легкой атлетики и широкому кругу двигательных навыков; приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей; воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

Тренировочные группы формируются на конкурсной основе лицами, прошедшими начальную подготовку не менее одного года, выполнившими переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке.

Этот этап состоит из двух периодов:

базовой подготовки (1 года обучения); спортивной специализации (2 года обучения).
В тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые обучающиеся, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общей физической и специализированной подготовке.

Основные задачи этапа:
укрепление здоровья, закаливание; устранение недостатков в уровне физической подготовленности; освоение и совершенствование техники всех видов легкой атлетики; планомерное повышение уровня общей, специальной физической подготовленности, гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие анаэробной выносливости; формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки; к концу этапа – определение предрасположенности к дисциплине легкой атлетики; воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек.

Цели программы

Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации; выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Результат программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

-упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

 

- стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

 

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

- основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.

Уметь:

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лёгкой атлетикой;

- технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты)

 

 

Особые условия проведения

Беговые дисциплины практикуются не только у профессиональных спортсменов, но и у людей, которые просто хотят поддержать свое здоровье и улучшить свое физическое состояние. Бег – это идеальный баланс между энергетическими затратами и напряжением.

Основные виды:

Спринт. Забеги на короткие дистанции на расстояние от 100 до 400 метров.
Бег с препятствиями. Дистанции тоже короткие и обычно не превышают 400 метров.
Средние дистанции и длинные. Максимальное расстояние – 3 км. Еще иногда устраиваются длинные забеги с препятствиями.
Кросс (по пересеченной местности).
Эстафета. Бывает на различные расстояния. Бывают даже до 10 км.
Марафон. Длинные забеги на расстояние до 42 км.

Материально-техническая база

методическая литература, спортивный инвентарь, стадион, школьный спортзал