Программа дополнительного образования «Истоки»

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у обучающихся устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Педагоги

Боднарюк Елена Валерьевна

Содержание программы

 

Содержание программы

"Введение в краеведение"

Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. Учащимся закладывается знания о происхождении Амурской области, Сковородинского района, села Невер.

Рекомендации к разделу "Введение в краеведение".

На данном этапе педагог создает благоприятную атмосферу и устанавливает доброжелательные отношения с детьми. Занятие проводится в виде занятия-игры, Педагогу необходимо познакомить детей с разными видами географических физических карт, определить местоположение области по отношению к определенным областям и на общей карте РФ.

Для закрепления полученных представлений можно дополнить занятие работой с раздаточным материалом; можно предложить задание с работой на мини-карте (отметить значками-указателями областной центр, город Сковородино, реки Амур, Зея, Томь).

"Мой край на карте Родины"

В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Амурской области, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей заселения Амурских земель, с историей возникновения города Благовещенск, Сковородино.

Рекомендации к разделу "Мой край на карте Родины"

К занятию необходимо иметь карту Амурской области, схематическую планкарту, на которой изображено расположение улиц города Благовещенска, Сковородино, образец жилища, предметы быта. Можно предложить учащимся распределиться на группы для выполнения творческого задания. Дать опережающее задание: принести предметы быта, которые раньше использовали бабушки, дедушки.

"Я и моя семья"

Раздел нацелен познакомить учащихся с вкладом наиболее известных семей в развитие нашего края.

Многие дети совсем не знают историю своей семьи. В этом разделе дети готовят сообщения о членах своей семьи, составляют свое генеалогическое древо.

Рекомендации к разделу "Я и моя семья«

Занятие в форме путешествия строится в форме лекции с элементами беседы, проводится научным сотрудником краеведческого музея города Сковородино, в ходе которой лектор познакомит с вкладом наиболее известных семей в развитие нашего края.

Далее дети готовят сообщения о членах своей семьи. Закрепляют профессии своих родителей игрой «Угадайка». Работа творческой мастерской поможет составить свое генеалогическое дерево.

"Дом, в котором я живу или хотел бы жить"

Раздел знакомит ребят с архитектурными памятниками на примере памятников архитектуры Амурской области, Сковородинского района.

На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие "Мой дом – моя крепость".

Рекомендации к разделу "Дом, в котором я живу или хотел бы жить"

Иллюстративный материал учитель представляет в процессе рассказа. Видеофильм можно использовать как центральный момент занятия, который учитель дополняет исторической справкой и задает вопросы по содержанию.

Детям предложить выполнить проект – изготовление дома моей мечты с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Творческая работа-рисунок дома, выполненного в реалистическом или фантастическом представлении учеников.

"Моя улица«

В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц области, района, села названных в честь наших земляков. Историческими объектами, мемориальными досками. Акция «Познакомь жителей села с историей земляков-амурцев именами которых названы улицы ». Форма контроля: Филворд «Их именами названы улицы области», исследовательская работа "История моего села в названиях улиц".

 Рекомендации к разделу "Моя улица"

В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города, их историей, расположением домов. Историческими объектами, мемориальными досками.

Занятие можно построить в виде игры-сообщения «Путешествия по улицам ». Учащиеся берут любимую улицу, находят о ней материал и представляют ее. Педагог может дать общее представление о расположении улиц в г. Благовещенске, Сковородино на примере рассказать об одной из улиц.

Итоговое занятие. Защита исследовательских, презентации работ.

Цели программы

Цель программы.

Углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщить краеведов кружка к поисково – исследовательской деятельности, воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся.

Результат программы

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- Основные этапы истории Амурской области, Сковородинского района, села Невер: происхождение названия, географическое положение, историю символики;

- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

- историю своей семьи;

- название улиц названых в честь Амурцев;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники области, района, села, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- героев амурцев в годы Великой Отечественной войны;

- участников военных событий в Афганистане;

- крупные промышленные предприятия области;

- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;

- средние специальные учебные заведения своего края.

Воспитанники должны уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;

-работать в семейных архивах;

- работать с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;

- оформлять материалы, создавать экспозиции;

-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя объединения;

Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- умение слушать и слышать друг друга;

- дружелюбие.

 

Особые условия проведения

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.

Материально-техническая база

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.