Творческая мастерская

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе кружка «Творческая мастерская» театр студия рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

преподаватели

Квартникова Елена Николаевна

Содержание программы

1.                 Вводное занятие - 2 часа

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Введение в программу «Театр в школе» Знакомство с планом работы объединения.

Практическая работа: диагностика.

Форма проведения занятия - презентация коллектива.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал: фотографии.

Форма подведения итогов: анкетирование «Ваши предложения по работе творческого объединения», беседа.

2.                 История театра. Театр как вид искусства - 12 часов

Теоретическая часть- 6 часов, практическая часть -6 часов

Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Теория: эволюция театра. Современная драматургия. Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. литературное наследие.

Страницы истории театра: театр Древней Греции. Место театра в жизни общества. развитие представления о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Театр в ряду других искусств. Общее и особенное.

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок Ставропольского краевого драматического театра имени М.Ю.Лермонтова. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре»

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный,

объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.

Театр как одно из древнейших искусств

Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Яриле, игры, празднества). Скоморохи - первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.

Практическая работа: проигрывание игр, обрядов Белгородской

области, Валуйской земли, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.

Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, объяснительно - иллюстративный

Форма подведения итогов: игры-импровизации

Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол.

Теория: Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.

Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол.

Формы проведения занятий:         практические занятия, творческая

лаборатория.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный,

объяснительно-иллюстративный, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD

-                     диски с кукольными спектаклями.

Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.

Театр - искусство коллективное

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль - результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер - «главное чудо театра».

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.

Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: фотографии,

Форма подведения итогов: «Путешествие по театральной программке» (составление и компоновка театральной программки).

3.                 Актерская грамота - 10 часов

Теоретическая часть-2 часов, практическая часть-8 часов

Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства - исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового

содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.

Значение поведения в актерском искусстве.

Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один...»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового

содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация

Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня - это .», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины - одиночные, парные, групповые, без

слов и с минимальным использованием текста.

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы: метод   полных   нагрузок, метод игрового

содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.

4.                 Художественное чтение -10 часов

Теоретическая часть-2 часа, практическая часть-8 часов

Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», «Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.

Логика речи.

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.

Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Формы проведения занятий: групповые, игровые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по

теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».

Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение каждым учащимся работ из своего чтецкого репертуара.

5.                 Сценическое движение - 12 часов

Теоретическая часть-2 часов, практическая часть- 10  часов

Основы акробатики.

Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: этюды

Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие»,  «Мазурка»,

«Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Контрданс», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.

Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.

6.                 Постановка спектакля - 36 часов

Теоретическая часть- 5 часов, практическая часть-31 часов

Пьеса - основа спектакля

Теория:          Особенности композиционного построения пьесы:       ее

экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающихся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по

теме.

Форма подведения итогов: анализ пьесы

Текст-основа постановки.

Теория:      Повествовательный и драматический текст. Речевая

характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и

диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям.

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: эвристический, проблемный

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по

теме.

Форма подведения итогов: составление таблицы «История про..., который...».

Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима учащимися друг другу.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.

Театральный костюм.

Теория: Костюм - один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.

Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий: репетиции

Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).

7.                Итоговое занятие - 2 часа

Практическая работа:                                         экзамен-выступление:                                              упражнения на

коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».

Форма проведения занятия: блиц-турнир, зачет.

Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.

Дидактический материал: текст викторины.

Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.

Цели программы

Развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.

Результат программы

Планируемые результаты обучения

образовательные (предметные)

•                    знают основы истории театра и театральных жанров; знают особенности театра как вида искусства

•                    имеют опыт в создании драматического художественного образа на сцене;

• умеют расставлять логическое ударение и динамические оттенки в художественном произведении;

воспитательные (личностные) результаты

Обучающиеся научатся:

• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

• проявляют наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественный вкус и творческое воображение

•                    работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

•   предлагать помощь и сотрудничество, слушать собеседника;

•   формулировать собственное мнение и позицию;

•   осуществлять взаимный контроль;

•   адекватно оценивать собственное поведение         и    поведение

окружающих.

Метапредметные результаты

•                    развитие мотивации к художественной деятельности; развитие познавательная потребности, способность к анализу и синтезу, и наглядно - образному мышлению; саморазвитие, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

•                    способность брать на себя инициативу в организации совместного действия и нести за это ответственность;

•                    соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата,

•                    сотрудничество и совместная деятельность с педагогом и сверстниками; работа индивидуально и в группе: нахождение общего решения и разрешение конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов;

При реализации программы (или частей программы) в электронном виде с применением дистанционный технологий учащиеся овладеют:

•                    овладение техническими средствами обучения и программами.

развитие навыка самостоятельного поиска информации  в

предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д.

·        овладение умением работать дистанционно в команде     и

индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно;

•                    развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля, или открытого занятия, включающего:      упражнения на

коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.

 

Особые условия проведения

Умение выразительно читать, способность перевоплотиться, двигаться и иметь актёрские навыки. Возрастное ограничение с 10 по 16 лет.

Материально-техническая база

     Техническое оснащение занятий.

Помещение должно отвечать санитарно-гигиеническим нормам. Помещение для занятий, должно быть хорошо освещено, проветриваемо (с соответствующим оптимальным температурным режимом +20 /+22 градуса). Индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, мусорное ведро.

Оборудование: ноутбук, аудио-колонки, учебная доска или флипчарт магнитно-маркерный, столы, стулья.

Канцелярские принадлежности.