Школа № 10 «Геометрия вокруг нас»

Данная программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Геометрия вокруг нас» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Педагоги

Сотникова Тамара Васильевна

Содержание программы

Путешествие в страну «Геометрию» продолжается (12 ч.)

Символика. Построение. Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Линия. Ломаная. Длина ломаной. Прямая линия. Параллельные и пересекающиеся прямые. Латинский алфавит. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная многоугольник. Нахождение длины ломаной.

 

"Жители города многоугольников" (16 ч.)

Четырехугольники. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Диагонали прямоугольника. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.

 

"Дороги на улице прямоугольников" (10 ч.)

Периметр. Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

 

"Город кругов" (14 ч.)

Циркуль. Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

 

Мир геометрических задач (10ч.)

 

Волшебные превращения жителей страны Геометрии (6 ч.)

Углы. Транспортир. Величина угла.

Цели программы

Формирование всесторонне образованной и

инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

Результат программы

Личностными результаты

· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

· воспитание чувства справедливости, ответственности;

· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

· Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», "вниз«.

· Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

· Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

· Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

· Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

· Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

· Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

· Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

· Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

· Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

· Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

· Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

· Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

· Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

· Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

· Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

· Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

· Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

· Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

· Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия

· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

· Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

· Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

· Использовать критерии для обоснования своего суждения.

· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

1. Игра "Геоконт";

2. Игра "Пифагор";

3. Игра "Танграм";

4. Набор геометрических фигур;

5. Мультимедийные презентации: "От истоков геометрии«;

«Мир геометрических фигур»; "Волшебные треугольники";

«В стране «Прямых линий»; «Геометрический КВН» и другое.

6. Подборка видеофрагментов;

7. Подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

8. Метр (демонстрационный);

9. Компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

10. Набор ЦОР по "Математике и конструированию«.

11. Набор фигур;

12. Набор «Геометрические тела» раздаточный;

13. Конструктор "Геометрия";

14. Интерактивная доска