"ОФП. Спортивные игры"

Программа «ОФП.Спортивные игры.» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой физкультурно-спортивной направленности и предназначена для дополнительного образования детей 13-16 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ";

- СанПином 2.4.3172-14: "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей«;

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОФП.Спортивные игры» относится к программам физкультурно-спортивной направленности и предназначена для детей в возрасте 14-16 лет.

Программа рассчитана на 1 года обучения.

Материал программы предполагает изучение основ спортивной игры – баскетбол. Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОФП.Спортивные игры» относится к программам физкультурно-спортивной направленности и предназначена для детей в возрасте 14-16 лет.

Программа рассчитана на 1 года обучения.

Материал программы предполагает изучение основ спортивной игры – баскетбол. Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие.

 

Актуальность и целесообразность дополнительной общеразвивающей программы.

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой гиподинамичностью в обычной жизни, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Новизна и оригинальность программы в том, что, во-первых, она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Во-вторых, в ее основу положены парадигма целого человека (феномен единства физического, психического, нравственного и духовного развития) и принцип природосообразности, который требует соответствия образовательной программы природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к генетическим культурообразующим истокам личности.

В- третьих, Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. В учебно-тренировочный процесс внедряются элементы технологии спортивно-ориентированного физического воспитания школьников и здоровьеформирующей технологии, соблюдаются принципы здоровьесберегающей педагогики и триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья на основе всех позитивных факторов.

Отличительными особенностями данной программы является: организация учебно-тренировочного процесса в условиях разновозрастной группы, дифференцированное распределение физических нагрузок и требований с учетом возрастных особенностей всех обучающихся.

преподаватели

Иванков Геннадий Борисович, учитель физической культуры

Содержание программы

1. Введение в программу

Правила техники безопасности. Входящий контроль.

Теория. Влияние физических упражнений на организм человека.

Практика: обучающиеся знакомятся с понятиями здорового и больного организма, с понятиями двигательных способностей.

Формы контроля: преимущество отдается текущему контролю, спортивном зале, а также познакомить с инструкцией на случай внезапных пожаров.

 Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Ознакомить учащихся с правилами поведения в спортивном зале, а также познакомить с инструкцией на случай внезапных пожаров.

Форма контроля: устный зачет.

 2. Техника игры в баскетбол.

Теория: ведение баскетбольного мяча, перемещения, основные стойки.

Практика: обучение технике ведения баскетбольного мяча на месте и в движении, перемещениям, обучение технике основной стойки баскетболиста, изучение плакатов, фотографий, просмотр Видеофильма.

Формы контроля: преимущество отдается текущему контролю, спортивном зале, а также познакомить с инструкцией на случай внезапных пожаров.

Теория. Ознакомить учащихся с правилами поведения в спортивном зале, а также познакомить с инструкцией на случай внезапных пожаров.

Практика: завести тетрадь по ТБ и охране труда, провести инструктаж под роспись обучающихся, подкрепляя личной подписью. Занести проведение инструктажа в учебный журнал группы.

Форма контроля: устный зачет.

 3. Техника игры в баскетбол.

Бросок по кольцу с двух шагов после ведения

Практика – освоение броска с двух шагов без мяча (имитация на месте), освоений броска с двух шагов под счет учителя (имитация броска без мяча). Освоение броска с двух шагов с мячом под счет учителя около б/б щита.

 Передача мяча в движении и ловля мяча на месте ив движении.

Теория: передача мяча в движении и ловля мяча на месте и в движении – это один из самых нужных элементов баскетбола во время ведения игры. Точная игра в пас, а также хорошая ловля и передача в движении – залог успешных командных действий.

Практика: освоение передачи мяча на месте и в движении, над головой двумя, от пола отскоком, от груди, правой и левой от плеча, с поворотом, с шага, с двух шагов. Освоение ловли мяча на месте и в движении то же самое, что в передачах мяча на месте и в движении. В начальной стадии применяется ловля спущенного мяча.

Форма контроля: контрольные упражнения, зачет.

 4. Тактическая подготовка.

Теория:

Эти задачи сводятся к выполнению нескольких простых правил:

- не терять мяч в атаке от непродуманных ходов, выполнять четко и продуманно установку на игру;

- мяч выводить из зоны с помощью коротких передач, не заигрываться;

- атаку проводить внимательно, разыграть мяч до верного;

- не атаковать и бросать из неудобного положения.

Практика: разучивание простейших тактических комбинаций в игре в одно кольцо 3×3, в два кольца 3×3.

Форма контроля: тренинг, контрольная игра.

 5.Общие физические упражнения.

Теория: для всестороннего физического развития обучающихся используются общеразвивающие упражнения – наклоны, приседания, прыжки, бег, упражнения на гимнастической стенке, скамейках, прыжки с скакалкой, на перекладине, на матах.

 

 6. Специальные упражнения

Теория: специфика игры в баскетбол требует от игроков в ловкости, быстроты и выносливости. Развитию этих физических качеств способствуют специальные упражнения. Для развития ловкости необходимо выполнять различные выпады, броски, ловли мяча, передвижения по площадке с различной интенсивностью вперед, назад, влево, вправо, без мяча, с мячом. Быстрота реакции тренируется беговыми прыжковыми упражнениями : бег с низкого старта, с быстрой сменой направления, с ускорением, челночный бег, выпады из различных положений, прыжки вперед и стороны. Значение выносливости в баскетболе огромно. Выносливость хорошо тренируется бегом на длинные дистанции (до 3000-5000 метров), подтягивание на перекладине (количество подходов), отжиманием от пола или от скамейки (ноги ставить на скамейку), подъемом туловища из положения лежа на спине и на груди.

Практика: регулярное выполнение специальных упражнений.

Форма контроля: сдача нормативных требований.

 7. Инструкторская и судейская практика.

Теория: научить обучающихся проводить разминку с группой по общефизической подготовке.

Практика: дать конкретное задание обучающемуся и чередовать проведение разминки на каждом занятии.

Форма контроля: текущая.

Судейская

Теория: научить судить баскетбольные матчи по упрощенным правилам.

Практика: чередовать судейство на каждом занятии с помощью Учителя, по упрощенным правилам.

Оборудование: б/б площадка, свисток, секундомер.

Форма контроля: текущая, визуальная.

Цели программы

Цель программы:

- создание системы работы по развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-содействие всестороннему развитию личности обучающегося посредством дополнительных занятий баскетболом.

 Задачи программы

Образовательные

· поэтапное обучение техническим приемам игры и тактическим действиям, постепенный переход к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей учащихся;

· повышение игровой культуры на основе изучения правил игры в баскетбол и игрового опыта

· обучение практическим навыкам организации и судейства соревнований по баскетболу;

Развивающие

· развитие игрового мышления на основе расширения вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров;

· развивать физические способности учащихся

Воспитательные

· воспитание игровой дисциплины, самостоятельности, ответственности и инициативности в выборе и принятии решений;

· формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки.

· воспитание волевых качеств

Результат программы

Предполагаемые результаты реализации программы

По окончании обучения программы по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» обучающиеся

должны знать:

Ø технику безопасности на занятиях по баскетболу;

Ø характеристику игры;

Ø гигиенические правила занятий физическими упражнениями;

Ø основные приёмы самоконтроля;

Ø особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

Ø основы рационального питания;

Ø правила оказания первой помощи;

Ø способы сохранения и укрепления здоровья;

Ø основы развития познавательной сферы;

Ø свои права и права других людей;

Ø влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

Ø значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

должны уметь:

Ø составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

Ø выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

Ø заботиться о своем здоровье;

Ø применять коммуникативные и презентационные навыки;

Ø оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

Ø находить выход из стрессовых ситуаций;

Ø принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

Ø адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

Ø отвечать за свои поступки;

Ø отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

 

Особые условия проведения

Запреты врача

Материально-техническая база

Спортзал МАОУ Новоалександровская СОШ, стадион