«Юный эколог»

Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

преподаватели

 Забродина Ольга Васильевна , учитель географии-биологии. Высшая категория.

Содержание программы

Вводное занятие
Оформление исследовательских работ
Исследования в области экологии
Исследовательская работа в природе
Изучение своего района

Цели программы

Формирование экологической культуры школьников

Результат программы

 

- Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;

- Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;

- Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

- Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

- Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

- Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

- Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметными результатами освоения программы являются:

1) выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

2) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

3) объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

4) наиболее распространенных растений и животных Амурской области;

5) сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

6) выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

7) овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

8) знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

9) анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

10) проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является учебно-исследовательская конференция учащихся всех годов обучения в присутствии администрации и коллектива школы.

 

 

- Проводить подкормку птиц;

- Охранять растения и животных;

- Озеленять территорию школы;

Выполнять исследовательские проекты

Особые условия проведения

Навыки  саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха.

Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредством электронной сети Интернет организовать обучение учеников, находящихся территориально в любом уголке земного шара (при наличии подключения к Интернет), использовании дистанционной формы обучения с использованием современных информационных технологий при территориальной разобщенности педагога и обучающихся.

В состав учебно-методического комплекса для реализации дистанционной блока входят следующие компоненты:

1) обучающий курс, структурированный по учебным темам. Темы будут размещаться на странице группы последовательно. Информация по теме будет представлена как текстовый материал, содержащий наглядные иллюстрации, схемы, фотографии по теме, анимации, прямые ссылки в интернет по дополнительным интересующим темам.

2) Задания по каждой теме, направленные на усвоение материала и проверку, контроль его понимания, осмысления.

3) Творческие задания, направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; выполнение проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы (индивидуальные, совместные).

Осуществление дистанционного экологического образования подталкивает школьников к самостоятельному обретению, добыванию,  «открытию» знаний (только в этом случае они станут для них значимыми); пробуждает интерес детей и их постоянную потребность в приобретении новой образовательной информации; позволяет молодежи, независимо от места их проживания и учебы, получать и передавать приобретенные знания с применением современных информационных технологий; учиться анализировать и обобщать экологическую информацию; вступать в отношения сотрудничества и коммуникации для эффективного взаимодействия со всеми участниками проекта; вести наблюдения и исследования на местности, касающиеся природных явлений и процессов; применять экологические знания в повседневной производственной и бытовой деятельности, включая правила поведения в окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценку хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.

 

Преимущества дистанционного обучения:

1.     Свободный график обучения и независимость от местоположения. Обучающийся может более гибко и эффективно распоряжаться своим временем, изучать материалы учебного курса в удобное время.

2.     Свободный доступ к дополнительным материалам. Обучающиеся вместе с преподавателем образуют сообщество, которое может делиться идеями, работать над проектами, вступать в дискуссии и задавать вопросы в интерактивном режиме.

3. Дистанционное обучение повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Условия и факторы для получения оптимальных результатов дистанционного обучения:

 - наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к Интернету у дистанционных учеников;

- систематическое проведение дистанционных занятий.

                                                         Учебно-тематический план


Наименование тем

 

 
                                   Ссылка  на  сайт
1.
Организм и среда
 
1.1
Понятие о среде обитания и экологических факторах
https://studopedia.ru/3_95014_ponyatie-o-srede-obitaniya-i-ekologicheskih-faktorah.html,

https://gigabaza.ru/doc/75492.html
1.2.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды Основные  среды жизни.
https://studopedia.ru/5_168617_obshchie-zakoni-zavisimosti-organizmov-ot-faktorov-sredi.html,

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/04/03/razrabotka-uroka-na-temu-obshchie-zakony-zavisimosti-organizmov
2.
Сообщества и популяции
 
2.1.
Типы взаимодействия организмов
http://biolicey2vrn.ru/index/tipy_vzaimodejstvija_organizmov/0-866,

https://studfile.net/preview/5350677/page:40/
2.2
Популяции Рост численности и плотность популяций.
https://pandia.ru/text/78/109/37765.php,

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/rost-populyacii.html
3.
Экосистемы
 
3.1.
Законы организации экосистем Саморазвитие экосистем.
http://biolicey2vrn.ru/index/zakony_organizacii_ehkosistem/0-876,

https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekologii-na-temu-zakon-organizacii-ekosistem-2012246.html
3.2.
Биосфера – глобальная экосистема
https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/04/24/lektsiya_no_33._biosfera_-_globalnaya_ekosistema.docx
4.
Экологические проблемы и их решения
 
4.1.
Современные проблемы охраны природы
https://ppt4web.ru/ehkologija/sovremennye-problemy-okhrany-prirody.html,

https://infourok.ru/prezentaciya-sovremennie-problemi-ohrani-prirodi-3719229.html
4.2.
Современное состояние и охрана растительности Рациональное использование и охрана животных Экологические проблемы Амурской области
https://uslide.ru/biologiya/15586-sovremennoe-sostoyanie-i-ohrana-rastitelnosti.html,

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/07/29/prezentatsiya-po-biologii-na-temu-sovremennoe-sostoyanie-i
 
 
 
 
 

 

Материально-техническая база

Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными источниками, в музее, архиве с целью накопления материала.Использование на занятиях практических работ, экологических игр и видеофильмов по экологии, краеведению.Также проведение экскурсий на водоемы, промышленные объекты, очистные сооружения.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

1.     Конституция РФ.

2.     Конвенция ООН «О правах ребенка».

3.     Закон об образовании.

4.     Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, от 22 февраля 1997 г.// Вестник образования №6, 1997 г.

5.     Программа кружков для внешкольных учреждений общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986 г.

6.     Программа развития воспитания в системе образования России на 2002 – 2004 гг.

7.     Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002 – 2005 гг.

 

Литература для учителя:

1.     Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.

2.     Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 № 2.

3.     Вронский  В.А.   Экология:   Словарь-справочник.  -  Ростов-на-Дону: Феникс, 1997

4.     Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;

5.     Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе дополнительного экологического образования: понятия, принципы, проекты // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность» от 2 ноября 2005 г., Н.Новгород, 2005 г.

6.     Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.

7.     Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.

8.     Мезенцева В.Д. Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.

9.     Мезенцева В.Д. Этноэкология как наука. М., 1998. – 182 с.

10.           Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая программа для младших школьников. Владивосток, 2000.

11.            Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.

12.            Постникова    Т.Р.     Экологический    мониторинг / Образование     в современной школе. 2003 № 12.

13.            Рюкбейль Н.А. Экология и мировоззрение. Программа для детей среднего школьного возраста. Новосибирск, 2000.

Литература для детей;

1.  Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма.- М: Знание, 1979.

2.  Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. – М.: Ридерз Дайджест, 1997.

3.  Асланиди К.Б. и др. Экологическая азбука для детей и подростков. –М: Изд. МНЭПУ, 1995.

4.  Биология. Энциклопедический словарь школьника / Сост. П. Кошель -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2000.

5.  Верзилин Н.М. По следам Робинзона - М.: Просвещение, 1994.

6.  Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. – М: Мысль, 1971.

7.  Занимательные опыты с веществами вокруг нас: Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт. – сост. Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев. – СПб.:Крисмас+, 2003.

8.  Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль. «Академия развития», 1998.

9.  Я познаю мир. Дет. энциклоп.: Экология/авт.-сост. А.Е. Чижевский. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ».

                                                                               Интернет-ресурсы:

1.      Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество.

– управление по охране окружающей среды и природопользованию  Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета»: [Электронный ресурс]. 2003. URL http://lifeplanet.orgи.

 2. Портал о живой природе: [Электронный ресурс]. 2000. URL http://www.apus.ru

3. Юный натуралист. [Электронный ресурс]. 2019. URL http://unnaturalist.ru/

4. Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. 2001. URL. http://www.ecosystema.ru