«Веселые нотки»

Программа «Весёлые нотки» создает условия для социального, культурного и профессионального само­определения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

Школьные годы – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осва­ивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться об­щественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

Данная программа основана на принципах педагогики сотворчества, была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе вокально-хоровой деятельности.

Педагоги

Фомичева Алена Сергеевна

Расписание

 Четверг 16.10 - 16.50  

Содержание программы

Занятия хоровым пением, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение хоровой музыки как духовного наследия человечества предполагает:

• формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

• начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

• приобретение знаний и умений;

• овладение УУД.

Внимание на хоровых занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-­эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на хоровую и вокальную музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-­нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого чело­века, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Вводное занятие

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голо­са во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.

Вокально-хоровая работа

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразо­вание, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голо­са в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; об­разование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработ­ку.

Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразова­ния.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.

Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и за­держанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыха­ния, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», "Большой маятник".

Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака. Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое един­ство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

Развитие навыков уверенного пения.

Знакомство с музыкально-выразительными средствами:

•мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

•ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

•пауза (долгая, короткая);

•акцент (лёгкий, сильный);

•гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

•интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

•лад (мажорный, минорный, переменный);

•темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

•динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

•регистр (высокий, средний, низкий);

•тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

Работа над репертуаром

Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение

Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание дви­жений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение музы­кального материала с танцевальными движениями.

Цели программы

Формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления соци­ально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально­хоровое исполнительство.

Результат программы

В результате обучения пению в кружке «Веселые нотки» воспитанник должен: знать, понимать:

-  строение артикуляционного аппарата;

-  особенности и возможности певческого голоса;

-  гигиену певческого голоса;

-  понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

-  понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им («Внимание!», «Вдох», начало звукоизвлечения и его окончание);

-  различные манеры пения;

-    место дикции в исполнительской деятельности;

уметь:

-  правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

-  петь короткие фразы на одном дыхании;

-  в подвижных песнях делать быстрый вдох;

-  петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

-  петь легким звуком, без напряжения.

-  петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

-  петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

-  исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

-  принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет эстетики

Интерактивная доска

Компьютер

Синтезатор

Записи фонограмм в режиме «+» и "-".

Звуковая система.

Зеркало.

Микрофоны.

Подборка репертуара.

Записи аудио, видео.

Записи выступлений, концертов.

Стоимость

Бюджетное финансирование в рамках муниципального задания