«Ритмы Востока»

Программа направлена на знакомство с искусством Востока и обучение искусству восточного танца.

Программа «Ритмы Востока» ориентирует и приобщает обучающихся к восточной танцевально-музыкальной культуре, применению полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной творческой деятельности, на создание индивидуального творческого продукта.В процессе обучения  у детей  формируется  эстетическая и танцевальная культура, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства Востока.

  Программа "Ритмы Востока", разноуровневая,  предусматривает три уровня освоения материала: ознакомительный, базовый и продвинутый, содержание каждого из последующих уровней усложняет содержание предыдущего уровня. Включается комплект практических заданий с разной степенью сложности.

Ознакомительный уровень: изучение и освоение базовых элементов восточного танца; развитие координационных способностей, гибкости, формирование правильной осанки; формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев (1 год обучения).  

Базовый уровень: умение грамотно и выразительно исполнять восточные танцы; коррекция осанки, укрепление мышц живота и спины, развитие гибкости, координации движений; проявление фантазии и творческих способностей, владение своим телом. (2-3 года обучения).

Продвинутый уровень: продвинутые навыки исполнения элементов и народного танца, умение самостоятельно ставить танцевальные этюды на основе пройденного материала; разбираться в различных стилях и техниках восточного, индийского танца, танцев народов Кавказа и Средней Азии; умение объяснить, показать, научить младших участников ансамбля; умение изготовить костюм к поставленному танцу (4-8 год обучения).

 

 

 

преподаватели

Верещагина  Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Содержание программы

Содержание программы 1 года

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Беседа. Введение в программу. Содержание и форма занятий. Внешний вид обучающихся. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время обучения. Взаимоотношения «обучающиеся – педагог» и отношения между детьми.

Практическое занятие: игра "Давайте познакомимся«.

2. Ритмическая гимнастика

Беседа. Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная. Виды музыкальных произведений. Зависимость движения от характера мелодии. Сильная и слабая доля. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритмы музыки. Характеристика музыкальных образов.

Практическое занятие: Подбор выразительных движений для создания образа. Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в импровизациях. Игры на развитие чувства ритма и слуха. Изучение различных построений и перестроений. Развитие движения по метру и ритму. Тренировка разученных связок под музыку, под счет, индивидуально, группой.

3. Азбука элементов восточного танца

Беседа. Основные (простые) движения восточного танца. Знакомство с основными движениями восточного танца. Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя, полулежа. Название, демонстрация и разучивание основных простых движений: «восьмерка», «круг», «полукруг», «качалка», «маятник», «ключ», «удар», «оттяжка», «волна», «скрутка», «прогиб», «подбив», «египетские руки», "бабочка«.

Практическое занятие: Изучение шагов (скрестный, шоссе, приставной, возвратный, сиртаки)и повороты. Хореография движений головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами. Развитие движений в пространстве (вперёд, назад, вправо, влево, по диагонали, в плие, по кругу)

4. Творческая деятельность

Беседа. Игровые технологии: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, общие развивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры, направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам.

Практическое занятие. Создание костюма на бумаге, подбор цветовой гаммы для создания костюма. Подбор косметики и макияжа для создания образа восточной принцессы. Урок «фантазия в образе» снежинок, цветочков, рыбок, русалочек, восточной принцессы, ветра, робота, куколки, колокольчик, птички, балерины, кошечек, золушки и т. д. Игровые программы: «Восточный экспресс», «Танцевальный марафон», "Восточный бал маскарад".

5. Танцевальные этюды.

Беседа и презентация: знакомство с музыкальным материалом постановки; изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные композиции; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.

Репетиция: отработка элементов; работа над музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении; работа над техникой танца; отработка четкости и чистоты рисунка, построений и перестроений; выразительность и эмоциональность исполнения.

6. Итоговое занятие: контрольный урок.

Содержание программы. 2 год обучения

1. Тема "Вводное занятие".

Цели и задачи объединения, ожидаемые результаты. Важность соблюдения техники безопасности при проведении занятия.

2. Тема "Пластический тренинг. Элементы экзерсиса".

Растяжка. Основные движения восточного танца. Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя, полулежа. Хореография движений головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами, перегибание, вращение.

2. Тема "Академический танец«.

Позиции рук, положение рук. Положение ног. Упражнения туловища и рук. Фиксированные положения согнутой ноги на щиколотке. Выворотность. Сгибание, разгибание ноги на 90 градусов. Круговое движение носком по полу. Взмах правой, левой ногой вперед, в сторону, назад.

3. Тема «Ритмы восточной музыки». Знакомство с видами ритмов восточной музыки. Прослушивание простых ритмов, прохлопывание и простукивание. Прослушивание сложных ритмов, прохлопывание и простукивание.

4. Тема «Основные (простые) движения восточного танца». Знакомство с основными движениями восточного танца: движения головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами. Хореография движений головой и шеей, плечами, руками, грудью, животом, бедрами, тазом, ногами.

5. Тема «Соединение простых элементов движений в отдельные связки». Принципы соединения простых элементов движений в отдельные связки. Соединение элементов движений в горизонтальной плоскости, вертикальной плоскости, диагональной плоскости.

6. Тема «Постановка танцевальных этюдов». Выполнение творческого задания: исполнение танцевальных этюдов под руководством педагога. Разложение танцевального этюда на схему. Разучивание этюда по частям. Соединение разученных частей под музыку.

Содержание программы. 3 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Задачи на год. Перспективы и требования. Расписание занятий. Обсуждение и решение проблем: оформления танцевального зала, подготовки костюмов. Соблюдение техники безопасности на занятиях.

2. Музыкальная грамота

Важность слушания ритма при исполнении танца. Изучение повторение ритмов: максум, балади, саиди, чифтетели, масмуди, фаллахи, айюб, хагала, мальфуф и т. д. Знакомство с восточными музыкальными инструментами. Отбивание ритма хлопками. Умение танцевать в различном темпе, и под разный жанр музыкального произведения. Соответствие движений стилю и ритму восточного танца. Изучение комбинаций под разные музыкальные произведения. Знать какие элементы танца необходимо исполнять под тот или иной музыкальный инструмент, как необходимо выражать себя в танце, зная перевод песен.

3. Хореография восточного танца

Изучение сложных элементов: восьмёрки с перемещениями, волны с перемещениями, тряски наложенные на основные элементы. Работа корпусом и волосами. Работа руками Расставляем акценты, учимся чувствовать музыку. Шлифуем технику – учимся исполнять основные движения чисто, красиво, тряски исполняем равномерно, комбинируя с такими элементами как круг, восьмерка, волна, маятник и т.д.

Танцуем в паре, трио, группой. Изучение комбинаций стилей классики восточного танца, табла, беледи, тараб, трайбл, фольклорных танцев (дабка, нубия, халиджи, александрия, саиди, шааби). Т.е. работа головой, плечами в партере и стоя. Танцы в коллективе. Определённые шаги фольклорных танцев. Умение работать с атрибутикой.

4. Итоговое занятие: контрольный урок.

Содержание программы. 4 год обучения

1. Тема "Вводное занятие".

Цели и задачи объединения, ожидаемые результаты. Важность соблюдения техники безопасности при проведении занятия.

Роль движения в жизни человека. Танец – как искусство. Особенности восточного танца и восточной музыки.

2. Тема "Пластический тренинг. Элементы экзерсиса«.

Основные движения восточного танца. Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя, полулежа. Название, демонстрация и разучивание основных движений: «восьмерка», «круг», «полукруг», «качалка», «маятник», «ключ», «удар», «оттяжка», «волна», «шимми», «винт», «прогиб», «заброс», «подбив», «египетские руки», «домик», "бабочка".

Хореография движений головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами, перегибание, вращение.

3. Тема "Репетиционная деятельность".

Повторение, отработка готовых номеров в танцевальном зале и на сцене, подготовка к концертным выступлениям.

4. Тема "Постановочная деятельность. Постановка Цыганского танца

Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям. Соединение разученных частей под музыку, индивидуально, в группе. Отработка движений с предметом (шаль). Выстраивание рисунков. Закрепление материала на основе изучения танца. Соединение элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения элементов движений в отдельные связки. Соединение ранее разученных элементов движений в горизонтальной плоскости, вертикальной, диагональной плоскости. Плавное переход одного элемента в другой. Тренировка разученных связок под музыку, под счет, индивидуально, группой.

"Постановочная деятельность. Постановка Восточного танца

Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3 часть). Соединение разученных частей под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Отработка движений с предметом (платок). Выстраивание рисунков. Знакомство со сложными движениями восточного танца. Вращение (медленный темп, быстрый темп, шанэ). Соединение сложных элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки. Соединение элементов сложных движений в горизонтальной, вертикальной, диагональной плоскости. Разучивание связок из сложных элементов без муз. сопровождения, под музыку. Демонстрация элементов индивидуально, группой. Основные отличия от индивидуального и группового танца, принципы зеркального отображения движений. Тренировка танца двумя, тремя, четырьмя парами.

5. Тема "Индивидуальное занятие".

Проводятся с солистами группы, для разучивания сольных номеров и сольных партий в массовых танцах, а так же для работы над техникой исполнителей и эмоциональностью.

6. Тема "Контрольный урок".

Письменные контрольные задания (умение различать стили восточного танца, движения, ритмы; умение определить национальную принадлежность костюма). Задания на проверку усвоения выученного материала.

Содержание программы. 5 год обучения.

1. Вводное занятие.

Цели и задачи объединения, ожидаемые результаты. Важность соблюдения техники безопасности при проведении занятия.

Роль движения в жизни человека. Танец – как искусство. Особенности восточного танца и восточной музыки

2. Тема "Пластический тренинг. Элементы экзерсиса«.

Основные движения восточного танца. Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя, полулежа. Название, демонстрация и разучивание основных движений: «восьмерка», «круг», «полукруг», «качалка», «маятник», «ключ», «удар», «оттяжка», «волна», «шимми», «винт», «прогиб», «заброс», «подбив», «египетские руки», «домик», "бабочка".

Хореография движений головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами, перегибание, вращение.

3. Тема "Академический танец".

Позиции рук, положение рук. Положение ног. Упражнения туловища и рук. Фиксированные положения согнутой ноги на щиколотке. Выворотность. Сгибание, разгибание ноги на 90 градусов. Круговое движение носком по полу. Взмах правой, левой ногой вперед, в сторону, назад.

4. Тема "Самостоятельное сочинение танцевальных этюдов. Хореографическая импровизация".

Выполнение творческого задания: сочинение танцевальных этюдов по заданию педагога. Хореографическая импровизация – это высшая форма танца, которая совмещает в себе прекрасное владение телом, раскрепощенность, развитое чувство музыки и ритма, артистизм, богатое воображение, яркую фантазию.

5. Тема «Постановочная деятельность. Постановка танца.

Армянский танец «Лорке». Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям. Соединение разученных частей под музыку, индивидуально, в группе. Отработка движений с предметом (веера). Выстраивание рисунков. Закрепление материала на основе изучения танца. Соединение элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения элементов движений в отдельные связки. Соединение ранее разученных элементов движений в горизонтальной плоскости, вертикальной, диагональной плоскости. Плавное перетекание одного элемента в другой. Тренировка разученных связок под музыку, под счет, индивидуально, группой.

«Постановочная деятельность. Постановка танца.

Узбекский танец «Андижанская полька». Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3 часть). Соединение разученных частей под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Отработка движений с предметом (платок). Выстраивание рисунков. Знакомство со сложными движениями восточного танца. Изучение шагов (вперед, назад, скрестный, приставной, с ударами). Наложение «трясок» на шаги, «скручивания», «удары». Соединение сложных элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки. Соединение элементов сложных движений в горизонтальной, вертикальной, диагональной плоскости. Разучивание связок из сложных элементов без музыки, под музыку. Демонстрация элементов индивидуально, группой. Танец в паре. Основные отличия от индивидуального и группового танца, принципы зеркального отображения движений. Танец в паре синхронно, танец в паре зеркально под музыку. Тренировка танца двумя, тремя, четырьмя парами.

6. Тема «Репетиционная деятельность.

Повторение, отработка готовых номеров в танцевальном зале и на сцене, подготовка к концертным выступлениям.

Содержание программы. 6 год обучения

1. Вводное занятие.

Цели и задачи объединения, ожидаемые результаты. Важность соблюдения техники безопасности при проведении занятия.

Роль движения в жизни человека. Танец – как искусство. Особенности восточного танца и восточной музыки.

2. Пластический тренинг. Элементы экзерсиса.

Основные движения восточного танца. Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя, полулежа. Название, демонстрация и разучивание основных движений: «восьмерка», «круг», «полукруг», «качалка», «маятник», «ключ», «удар», «оттяжка», «волна», «шимми», «винт», «прогиб», «заброс», «подбив», «египетские руки», «домик», "бабочка".

Хореография движений головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами, перегибание, вращение.

3. Тема "Академический танец".

Позиции рук, положение рук. Положение ног. Упражнения туловища и рук. Фиксированные положения согнутой ноги на щиколотке. Выворотность. Сгибание, разгибание ноги на 90 градусов. Круговое движение носком по полу. Взмах правой, левой ногой вперед, в сторону, назад.

3. Репетиционная деятельность.

Повторение, отработка готовых номеров в танцевальном зале и на сцене, подготовка к концертным выступлениям.

4. Постановочная деятельность. Постановка "Ферганского танца".

Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям. Соединение разученных частей под музыку, индивидуально, в группе. Отработка движений с предметом (веера). Выстраивание рисунков. Закрепление материала на основе изучения танца. Соединение элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения элементов движений в отдельные связки. Соединение ранее разученных элементов движений в горизонтальной плоскости, вертикальной, диагональной плоскости. Плавное перетекание одного элемента в другой. Тренировка разученных связок под музыку, под счет, индивидуально, группой.

Постановочная деятельность. Постановка танца "Горный танец«

Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3 часть). Соединение разученных частей под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Отработка движений с предметом (платок). Выстраивание рисунков. Знакомство со сложными движениями восточного танца. Изучение шагов (вперед, назад, скрестный, приставной, с ударами). Наложение «трясок» на шаги, «скручивания», «удары». Соединение сложных элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки. Соединение элементов сложных движений в горизонтальной, вертикальной, диагональной плоскости. Разучивание связок из сложных элементов без музыки, под музыку. Демонстрация элементов индивидуально, группой. Танец в паре. Основные отличия от индивидуального и группового танца, принципы зеркального отображения движений. Танец в паре синхронно, танец в паре зеркально под музыку. Тренировка танца двумя, тремя, четырьмя парами.

5. Индивидуальное занятие.

Проводятся с солистами группы, для разучивания сольных номеров и сольных партий в массовых танцах, а так же для работы над техникой исполнителей и эмоциональностью.

Содержание программы. 7 год обучения.

1. Тема "Вводное занятие".

Цели и задачи объединения, ожидаемые результаты. Важность соблюдения техники безопасности при проведении занятия.

Роль движения в жизни человека. Танец – как искусство. Особенности восточного танца и восточной музыки.

2. Тема "Пластический тренинг. Элементы экзерсиса.

Основные движения восточного танца. Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя, полулежа. Название, демонстрация и разучивание основных движений: «восьмерка», «круг», «полукруг», «качалка», «маятник», «ключ», «удар», «оттяжка», «волна», «шимми», «винт», «прогиб», «заброс», «подбив», «египетские руки», «домик», "бабочка".

Хореография движений головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами, перегибание, вращение.

3. Тема "Академический танец".

Позиции рук, положение рук. Положение ног. Упражнения туловища и рук. Фиксированные положения согнутой ноги на щиколотке. Выворотность. Сгибание, разгибание ноги на 90 градусов. Круговое движение носком по полу. Взмах правой, левой ногой вперед, в сторону, назад.

4. Тема "Репетиционная деятельность".

Повторение, отработка готовых номеров в танцевальном зале и на сцене, подготовка к концертным выступлениям.

5. Тема "Постановочная деятельность. Постановка "Бухарского танца"

Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям. Соединение разученных частей под музыку, индивидуально, в группе. Отработка движений с предметом (веера). Выстраивание рисунков. Закрепление материала на основе изучения танца. Соединение элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения элементов движений в отдельные связки. Соединение ранее разученных элементов движений в горизонтальной плоскости, вертикальной, диагональной плоскости. Плавное перетекание одного элемента в другой. Тренировка разученных связок под музыку, под счет, индивидуально, группой.

"Постановочная деятельность. Постановка танца "Болливуд«.

Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3 часть). Соединение разученных частей под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Отработка движений с предметом (платок). Выстраивание рисунков. Знакомство со сложными движениями индийского танца. Изучение шагов (вперед, назад, скрестный, приставной, с ударами). Наложение «трясок» на шаги, «скручивания», «удары». Соединение сложных элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки. Соединение элементов сложных движений в горизонтальной, вертикальной, диагональной плоскости. Разучивание связок из сложных элементов без музыки, под музыку. Демонстрация элементов индивидуально, группой. Танец в паре. Основные отличия от индивидуального и группового танца, принципы зеркального отображения движений. Танец в паре синхронно, танец в паре зеркально под музыку. Тренировка танца двумя, тремя, четырьмя парами.

6. Тема "Индивидуальное занятие".

Проводятся с солистами группы, для разучивания сольных номеров и сольных партий в массовых танцах, а так же для работы над техникой исполнителей и эмоциональностью.

 

Цели программы

 Цель программы: 

Овладение искусством восточного танца, способствующего укреплению здоровья , формированию целостной личности на основе  ценностей, раскрытие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей; профессиональная ориентация обучающихся.

Результат программы

При реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие компетенции:

 - предметная компетентность:

· понимание роли и значения занятий восточным танцем для укрепления здоровья и подготовки к дальнейшей жизни;

· улучшение состояния здоровья средствами двигательной активности, расширение двигательного диапазона;

· знание гигиенических требований и правил техники безопасности на занятиях.

· соблюдение правил охраны и укрепления здоровья;

· умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, интерактивные игры.

познавательные компетентности:

· стремление к знаниям по хореографии; накопление опыта рациональной организации самообразовательной деятельности.

коммуникативные компетентности:

· умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками бесконфликтного общения.

компетентность в культурно-досуговой сфере:

· способность реализации полученных знаний, умений и навыков в разных сферах своей культурной деятельности;

· умение подобрать комбинацию, связку упражнений и движений под

музыку.

Знание национальных, культурных  традиций.

 

Материально-техническая база

Учебные занятия проводятся в танцевальном зале, оборудованном зеркалами и оснащенном видео и аудиотехникой (плазменный телевизор, колонки, магнитофон). Имеется зрительный зал для проведения концертных мероприятий.