«Я познаю мир»

Программа «Я познаю мир» разработана для дошкольников и реализуется на базе МБОУ СОШ с. Албазино. Предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.

преподаватели

Лапкина Нина Владимировна учитель начальных классов

Расписание

Занятие проводится 1 раз в неделю продолжительностью по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа для дошкольников 25 мин. Между занятиями перерыв 15 мин игровая деятельность

пятница 14.00-15.05

Содержание программы

Содержание учебного плана

Раздел 1: Грамота (24 ч)

Теория-12 ч

        Введение «По страницам Азбуки», основные понятия и правила. Инструктаж по правилам поведения на занятиях и технике безопасности. Диагностика уровня имеющихся знаний. Печатные и каллиграфические буквы русского алфавита. Буква и звук, сходства и различия. Гласные, согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Буквы, не имеющие звука. Деление слов на слоги. Звукобуквенный анализ слова. Ударение.

Практика-12 ч

        Работа в тетрадях на печатной основе В.В. Коноваленко «Пишем и читаем» часть 1,2,3, Е.В. Колесникова «Предмет, слово, схема». Печатание букв русского алфавита. Проведение звукобуквенного анализа слов. Деление слов на слоги.

Дидактические игры: «Найди звук», «Услышь песенку звука», «Найди предмет по первому звуку», «Найди предмет на звук И», «Где домик буквы», «Соедини по смыслу», «Слово из 4 букв», «Согласные волшебники», «Волшебная картинка», «Шипелка», «Потерялся звук», «Найди ударный слог».

Упражнения: «Узнай звук по губам», «Слушай и пиши»,  «Эхо», «Голос и его хозяин», «Печатаем слоги», упражнения на звуковой анализ «Потерялась буква», «Печатаем слоги»,  «Замени букву», «Запомни, повтори слоги и слова», «Звуковая схема слова».

Дидактические игры:  «Расскажи про…»,  «Скажи какой?», «Эхо», «Новое словечко»,

Формы контроля: устный опрос, диагностические задания, наблюдение, контрольные вопросы.

Раздел 2: Математика (24 ч)

Теория-16 ч

 Предмет «Математика» основные правила и понятия. Ознакомление с историей возникновения счёта, правил поведения и техники безопасности на уроке. Ознакомление с составом чисел первого десятка и второго десятка. Сложение и вычитание, знаки +, -.  Сравнение чисел, знаки ≤, ≥, =, ≠; преобразование неравенства в равенство. Знакомство с отношениями между числами в натуральном ряду. Порядковое и количественное значение чисел.  Знакомство с образованием чисел второго десятка. Знакомство с чётными, нечётными числами. Знакомство со структурой арифметической задачи, составление и решение задач по картинкам, схемам, примерам. Знакомство с историей возникновения и назначением денег.

Практика-8 ч

Выполнение диагностических заданий.

Дидактические игры: «Сосчитай до…», «Назови какой по счету», «Найди пропавшую цифру».

Упражнения: «Узнай и запиши цифру».

Счёт в прямом и обратном порядке, двойками, тройками в пределах 20.

Дидактические игры: «Кто знает, пусть дальше считает», «Отсчитай столько же», «Считай, не ошибись», «Сколько? Какой?», «В какой руке – сколько?», «Засели домик», «Количество и счет», «Где - чей домик?», «Правильный порядок».

Упражнения: «Допиши цифру», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифру по заданию», «Покажи соседей», «Вставь пропущенное число», «Уменьши или увеличь».

Формы контроля: устный опрос, диагностические задания, беседа, игра, упражнения.

Раздел 3. Моторика.

Практика-24 ч

Предмет «Моторика». Правила поведения на занятиях, техника безопасности, правила посадки при письме (ровная спина, ноги на полу, локти на столе, тетрадь с наклоном).         Выполнение гимнастики для развития мелких мышц руки «Пальчики здороваются». Выполнение заданий в печатной тетради «Дошкольные прописи».

Дидактические игры: «Назови соседа», «Магазин игрушек».

Упражнения: «Ветерок», «Волна», «Посчитаем пальчики».         Выполнение заданий в печатной тетради «Дошкольные прописи»: проведение линий по контуру и самостоятельно. Проведение волнистых линий по пунктиру, рисование самостоятельно. Выкладывание узоров из счетных палочек. Рисование  линий по пунктиру .

Штриховка рисунков, работа с трафаретной линейкой, штриховка полученных рисунков. Обведение фигур по пунктирам, рисование больших и маленьких фигур. Рисование узоров и фигур по точкам, копирование узора в тетради в клетку. Работа в альбомах: рисование заданных геометрических фигур по линейкам – трафаретам и их штриховка.

Дидактические игры: «Подбери заплатку»,  «»Какой части не хватает».

Упражнения: пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней шестигранным карандашом (грецким орехом), самомассаж кистей и пальцев рук.        Работа со счетными палочками. Работа в тетради в клетку: выполнение графических диктантов под диктовку. Копирование рисунка по клеточкам.

Формы контроля: устный опрос, дидактические игры и упражнения, домашние задания, самостоятельная работа.

Цели программы

Целью программы «Я познаю мир» является формирование психолого-педагогической готовности к обучению в школе,  развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой, моторно-графической и коммуникативной сфер  личности обучающегося.

 

Результат программы

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

• знать и соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• следовать нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

• внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков;

• быть аккуратными, бережливыми;

• стремиться к сохранению своего здоровья;

•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

• уметь анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать;

• уметь рассуждать, делать выводы, отвечать на вопрос полным ответом;

• уметь обдумывать, планировать свои действия; понимать поставленную задачу и решать её в соответствии с заданными правилами; осуществлять контроль, самоконтроль и самооценку;

• уметь ориентироваться в рабочих тетрадях (система обозначений, содержание); понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем;

• уметь организовывать свое рабочее место под руководством педагога;

• уметь проявлять волевые усилия, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;

• уметь работать в парах и самостоятельно, правильно строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

• уметь различать звуки (гласные – согласные, твёрдые – мягкие);

• уметь соотносить звук и букву, дифференцировать их;

• уметь проводить звукобуквенный и слоговой анализ слова;

• уметь составлять предложение, дифференцировать его от набора слов; уметь составлять предложения по картинкам, с заданными словами; составлять схему предложения.

• уметь считать в пределах до 20;

• знать геометрические фигуры и геометрические тела;

• уметь определять величину предметов;

• уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости;

• уметь ориентироваться во времени;

• уметь решать логические задачи;

• уметь писать графические диктанты на слух.

• знать виды линий, правила их проведения.

• знать основные правила штриховки, использовать простые сложные виды.

• уметь конструировать изображения знакомых предметов по транспортиру и линейкам-трафаретам.

• знать графический облик и написание цифр и печатных букв, уметь

классифицировать их на основе графического сходства.

• уметь писать слоги, слова, короткие предложения печатными буквами, выделять фонему и переводить её в графему.

• уметь писать элементы прописных букв.

 

Особые условия проведения

В реализации данной программы участвуют обучающиеся 5.5-7 лет.

При реализации данной программы учитываются возрастные особенности  обучающихся и требования СанПиНа предъявленные к данному возрасту.

Материально-техническая база

Методическое обеспечение:

  •  программа,
  •  наглядные пособия,
  •  методические разработки и рекомендации,
  •  печатные тетради авторов Коноваленко В.В. «Пишем и читаем» часть 1, 2, 3; Шевелева К.В. «Готовимся к школе» часть 3, 4;«Дошкольные прописи» часть 1, 2; «Рисуем по клеточкам» часть 1, 2.

Материальная база:

  •  кабинет площадью 21 кв. метр,
  •  оборудование: столы (6 шт), стулья (12 шт), школьная доска, книжный шкаф.

Техническое оснащение занятий:

  •  ноутбук,
  •  модульный проектор,
  •  экран.

Дидактический материал

  • Демонстрационный материал:
  •  набор магнитных букв,
  •  набор магнитных цифр и знаков,
  •  наборы игрушек,
  •  предметные и сюжетные картинки,
  •  лента букв,
  •  схемы слов,
  •  ребусы,
  •  кроссворды.

Электронно-методический комплекс к занятиям:

  •  мультимедийные презентации;
  •  счётный материал (грибочки, синички, ромашки, груши, яблоки и т.д.);
  •  предметные картинки с изображением разного количества предметов;
  •  карточки с цифрами от 0 до 20;
  •  таблицы для зрительного диктанта, на которых изображены предметы,
  •  геометрические фигуры;
  •  сюжетные картинки для составления задач; 
  •  «чудесный мешочек»  для предметов и  фигур;
  •  набор геометрических фигур;
  •  набор геометрических тел;
  •  таблицы с логическими задачами на поиск недостающей фигуры;
  •  образцы для развивающих игр (контурное изображение предметов);
  •  макет часов;
  •  плакат «Время»;
  •  иллюстрации с изображением времен суток,
  •  времен года;
  •  модели частей суток, года;
  •  весы,
  •  ёмкости разного объёма.

Раздаточный материал:

  • предметные и сюжетные картинки,
  • схемы слов (полоски) и звуков (красные, синие, зелёные кружки),
  • звуковые линейки,
  • разрезные азбуки,
  • тетради в широкую линейку,
  • простые и цветные карандаши
  • счетные палочки;
  • наборы геометрических фигур и геометрических тел;
  • счетные и ученические линейки;
  •  набор планов по ориентации в кабинете;
  •  сюжетные картинки для составления задач;
  •  карточки с цифрами от 0 до 20;
  • модели геометрических фигур, вырезанных из бумаги;
  •  карточки с образцами контурного изображения предметов,
  •  тетради в клетку (0,5 см),
  • альбомы,
  •  трафаретные линейки,
  •  транспортиры,
  •  бархатная бумага с нитями,
  •  карточки цифр и букв из бархатной бумаги,
  •  заготовки букв и цифр для конструирования, картонные силуэты (ёжик, медведь, солнышко, ёлочка, рыбка и т. п.),
  •  индивидуальные карточки с заданиями, диагностические карты

Стоимость

Бюджетное