«Секреты орфографии»

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Секретам русского языка» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

 

Педагоги

Устимова Елена Викторовна

Содержание программы

I.Фонетика.

Теория: Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости, мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

II. Словообразование.

Теория: Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

III. Лексика.

Теория: Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и перенос ном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов, архаизмов, неологизмов.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

IV. Морфология.

Теория: Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение осознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение склонений имён существительных (1, 2 и 3-е склонение. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но и их роль в речи. Частица не, её значение.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

V. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

V. Игротека.

Цели программы

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Результат программы

Личностные результаты

1.Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

2.Учебно-познавательный интерес к предмету;

3.Чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;

4.Умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

5.Формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

6.Развитие морально-этического сознания;

7.Формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Метапредметные результаты

1.Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

2.Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

3.Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

4.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

5.Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

6.Пользоваться словарями, справочниками;

7.Осуществлять анализ и синтез;

8.Устанавливать причинно-следственные связи;

9.Строить рассуждения;

10.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

11.Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

12.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

13.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

14.Задавать вопросы.

 

В результате изучения программы «Занимательный русский язык» формируются следующие результаты:

учащиеся 4 класса должны знать:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- работать по предложенному учителем плану

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

учащиеся 4 класса должны уметь:

- различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;
-разбирать предложения по членам предложения;
-обозначать на письме интонацию перечисления;
-разбирать слова по составу;
-проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;
-писать правильно слова с удвоенными согласными;
-определять род, число имен существительных и имен прилагательных;
-определять число, время глаголов;
-писать НЕ с глаголами;
-работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила;
-различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;
-составлять рассказы по картинке.