Волейбол

         Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий,
изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Данная программа предназначена для занятий с детьми, имеющим склонность к спортивным играм.

преподаватели

учитель физкультуры 1 категории Смирнов Андрей Геннадьевич. 

Расписание


Начало учебного периода: 3.09.2022
Окончание учебного года: 31 мая

Режим работы по расписанию: вторник
Продолжительность занятий: 45 минут 

Регламентирование образовательного процесса на учебный период


ПФДОД: 36 недель
Занятия проходят после уроков с 15:00 до 17:15

Содержание программы

Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1.Общая физическая подготовка (16ч)

Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП. Значение двигательной активности в укреплении здоровья, физического развития и подготовленности, в воспитании обучающихся. Режим дня и питания. Гигиена тренировочного процесса.

Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперёд и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.

Тема 2. Специальная физическая и теоретическая подготовка(26ч)

Теория: Понятие СФП. Костная и мышечная системы. Сердечно – сосудистая и дыхательная  системы.  Нервная  системы.  Органы  пищеварения  и  выделения. Взаимодействие органов и систем. Личная гигиена, гигиенические требования к спортивной одежде и обуви, местам занятий и оборудованию. Временные ограничения и противопоказания занятиям видами спорта, предупреждение травм при физкультурно- спортивных занятиях, доврачебная помощь пострадавшим. Использование естественных сил природы в целях закаливания организма. Врачебный контроль и самоконтроль.

Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от одних действий к другим.

Акробатические упражнения.

Подвижные и спортивные игры.

Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).

Тема 3. Технико-тактическая подготовка (23ч)

Теория. Значение технической подготовки в волейболе. Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Упрощенные правила  игры. Судейская терминология. Понятие о спортивной технике, о тактике. Взаимосвязь техники и тактики.

Практика.

Техническая подготовка:

1. Стойки в сочетании с перемещениями.

2. Передачи мяча сверху и снизу в парах.

3. Приём мяча сверху через сетку.

4. Нижняя прямая подача.

5. Сочетание способов перемещений (лицом, боком, спиной).

6. Передачи мяча в сочетании с перемещениями.

7. Приём мяча, направленного ударом (в парах).

8. Нижняя прямая подача. Верхняя подача в стену.

9. Двойной шаг, скачок, остановка прыжком.

10. Встречная передача вдоль сетки и через сетку.

11. Приём сверху нижней прямой подачи.

12. Верхняя прямая подача через сетку.

13. Сочетание перемещений и технических приёмов в защите.

14. Передача мяча сверху, стоя спиной к партнёру.

15. Чередование приемов мяча сверху и снизу.

16. Подача в заданную часть площадки.

17. Сочетание перемещений и технических приемов в защите.

18. Передача мяча со сменой мест.

19. Прием снизу верхней прямой подачи.

20. Соревнования на точность выполнения подачи.

21. Передача мяча в тройках, стоя на одном месте.

22. Прием мяча снизу через сетку.

23. Соревнования на количество подач без промаха.

24. Прямой нападающий удар по закрепленному мячу.

25. Техника блокирования

26. Прием снизу мяча, направленного ударом.

27. Передачи мяча в тройках (зоны 2-3-4).

28. Нападающий удар по закрепленному мячу.

29. Одиночное блокирование.

30. Передачи мяча в тройках (зоны 4-5-6 и 1-2-6).

31. Совершенствование техники стоек и перемещений.

32. Нападающий удар по мячу, подброшенному партнером.

33. Одиночное и групповое блокирование.

34. Передача мяча над собой.

35. Нападающий удар по мячу, подброшенному партнером.

36. Многократные чередования приемов мяча сверху и снизу.

37. Совершенствование техники стоек и перемещений.

38. Многократные передачи мяча над собой в движении.

39. Нападающий удар после передачи из зоны 3.

40. Совершенствование техники передачи мяча.

41. Многократные чередования приемов и передач сверху и снизу.

42. Совершенствование техники приемов мяча.

43. Совершенствование техники выполнения подачи.

44. Одиночное блокирование.

45. Нападающий удар после передачи из зоны 4.

Тактическая подготовка:

1. Индивидуальные действия в нападении: выбор места для выполнения второй передачи у сетки.

·                   Вторая передача из зоны 3 (лицом к игроку);

·                   Подача на точность в зоне – по заданию.

2. Индивидуальные действия в защите: выбор места при приеме подачи, выбор способа приема – сверху или снизу.

3. Групповые действия в нападении: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3

4. Групповые действия в защите: взаимодействие игроков зон 1,5 и 6 на приеме подачи, взаимодействие игроков зон 4,2 и 6.

5.  Командные действия в нападении: система игры со второй передачи игроком первой линии (прием, передача в зону 3 (2), передача в зону 4 (2))

6. Командные действия в защите: расположение игроков на приеме подачи, при системе игры «углом вперед».

Тема 4. Восстановительные мероприятия (4ч)

Теория. Гигиенические средства. К гигиеническим средствам следует отнести: душ, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня и питания.

Медико-биологические средства. Рациональное питание. Объем и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливают потребность организма в пищевых веществах и энергии. Энергетическими субстратами служат углеводы, свободные жирные кислоты и кетоновые тела, причем с увеличением длительности нагрузки мобилизация  жирных  кислот  возрастает. Поэтому рацион должен быть высококалорийным. Подбор пищевых продуктов на отдельные приемы пищи зависит от того, когда она принимается (до или после физической нагрузки). При этом следует ориентироваться на время задержки пищевых продуктов в желудке.

Психологические средства восстановления. Эти средства условно подразделяются на психолого-педагогические (оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, комфортные условия быта, интересный, разнообразный отдых и др.) и психологические (регуляция и саморегуляция психических состояний путем удлинения сна).

Педагогические  средства.  Построение  отдельного  тренировочного  занятия с использованием  вспомогательных средств для снятия утомления: полноценная индивидуальная разминка; проведение заключительной части занятия; правильный подбор снарядов (упражнений) и места тренировки; создание положительного эмоционального фона для проведения занятия и т.п.

Практика. Специальные упражнения для активного отдыха и расслабления.

Тема 5. Инструкторская и судейская практика

Юные волейболисты готовятся к роли помощников тренера для участия в организации и проведении занятий и массовых соревнований в качестве судей. В процессе обучения и тренировки обучающиеся должны приобрести следующие навыки:

·                    освоить терминологию, принятой в волейболе;

·                    овладеть основными строевыми командами, уметь построить группу, отдать рапорт;

·                    уметь подготовить места проведения занятий и соревнований;

·                   принять участие в судействе учебных и товарищеских игр в своей группе (по упрощенным правилам).

Тема 6. Контрольные нормативы (3ч)

Теория. Содержание и методика контрольных испытаний.

Практика. Сдача контрольных нормативов.

Тема 7. Спортивные соревнования, их организация и проведение

Теория. Правила игры в волейбол. Роль капитана команды, его права и обязанности. Права и обязанности обучающихся. Планирование, организация и проведение соревнований по волейболу. Виды соревнований. Система проведения соревнований. Судейство соревнований по волейболу.

Практика. Участие в соревнованиях согласно календарного плана.

Цели программы

 

Цель программы - обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья обучающихся посредством занятий волейболом, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.

Результат программы

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы

На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:

·                   стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;

·                   стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся;

·                   уровень освоения основ техники волейбола;

·                   уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Тренер должен регулярно следить за успеваемостью своих обучающихся в общеобразовательной школе, поддерживать  контакт с родителями, учителями-предметниками и классными руководителями.

Ожидаемые результаты обучения:

Ознакомительный уровень

Будет знать
Будет уметь
- расстановку игроков на поле;

- правила перехода игроков по номерам;

- правила игры в мини-волейбол;

- правильность счёт по партиям.
- выполнять перемещения и стойки;

- выполнять приём и передачу мяча сверху

двумя руками;

- выполнять приём и передачу мяча снизу над собой и на сетку мяча;

- выполнять нижнюю подачу с 5-6 метров;

- выполнять падения.
Базовый уровень

Будет знать
Будет уметь
- расстановку игроков на поле при приёме и подаче соперника;

- классификацию упражнений, применяемых в тренировочном процессе;

- ведение счёта по протоколу.
- выполнять передачи мяча сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара;

- выполнять передачи мяча сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

- выполнять передачу сверху двумя руками в прыжке;

- выполнять верхнюю прямую подачу;

- выполнять нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач;

- выполнять одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2
Продвинутый уровень

Будет знать
Будет уметь
- переход средней линии;

- положение о соревнованиях; способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный;

- обязанности судей.
- выполнять передачи мяча сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара;

- выполнять передачи мяча сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

- выполнять передачу сверху двумя руками в прыжке;

- выполнять верхнюю прямую подачу;

- выполнять нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач;

- выполнять одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2
 

 Метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение  самостоятельно  планировать  пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с тренером-преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

7. Умение осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью.

Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы:

1. Адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности.

2. Удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного образования, самореализация.

3.Повышение творческой активности обучающихся, проявление инициативы и любознательности.

4. Формирование ценностных ориентаций.

5. Формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами.

6. Навыки в изложении своих мыслей, взглядов.

7. Навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение.

8. Развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность обучающмся давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение "презентовать" себя.

Особые условия проведения

Обучающиеся общеобразовательных учреждений, в возрасте 9 -17 лет.

Из обучающихся формируются разновозрастные группы с основным составом. Данная программа предназначена для занятий с детьми, имеющими склонность к спортивным играм и ориентированных на здоровый образ жизни, умеющих владеть мячом.

Материально-техническая база

Спортивный зал                                1

Раздевалка для спортсменов             2

Волейбольные стойки                        2

Волейбольная сетка                           1

Мячи баскетбольные                         20

Мячи волейбольные                           20

Мячи набивные                                    10

Скакалки                                           20

Стадион                                            1

Ноутбук                                            1

Гимнастические маты                          5

Стоимость

ПФДОД