" Палитра детства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Палитра детства" для учащихся начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования – «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2014 год. Программа переработана и дополнена.

Курс внеурочной деятельности «Палитра детства» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, пробуждают у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Рабочая программа «Палитра детства » предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

 

Педагоги

Остроухова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Расписание

Четверг с 12.00 – 12. 40

 

 

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1.Знакомство с красками

Теория.

Введение в программу. Инструменты. Оборудование. Приемы работы с различными инструментами. Какие существуют краски. Знакомство с главными цветами, монохромными, цветовым кругом, расположение цветов в круге. Теплые и холодные цвета. Палитра.

Практика.

Работа гуашью: рисование «чистыми» цветами прямо из баночки, смешивание цветов на палитре (составные цвета), выполнение монохромных работ (белой краской на черном фоне и наоборот). Получение зеленой теплой краски и холодной, составление цветового круга

2.Путешествие в Холодную страну.

Теория.

Выразительные средства рисования: цвет и форма. Композиция рисунка, эскиз. Знакомство с техникой пунктирования. Вырезание трафаретов. Техника штампирования (с помощью губки). Приемы коллективной работы.

Практика.

Рисование линий и фигур которые передают фактуру Холодной страны (ломаные, треугольники, кристаллы). Выбор палитры для цветового решения страны. Создание цветов Ледяного поля с помощью выбранных средств выразительности. Коллективная работа в разной технике «Лес холодной страны (аппликация, рисование, штампирование)

3.Путешествие в Тёплую страну.

Теория.

Знакомство с оттенками теплых цветов. Растяжка одного цвета. Рисование линий и фигур которые передают фактуру Теплой страны (круги, волнистые линии). Компоновка создаваемого образа.

Практика.

Приемы работы с кистями разной толщины. Высветление, затемнение красок (растяжка желтого и красного цвета). Творческие работы: рисование цветов, деревьев Теплой страны.

4. Из истории матрешки

Теория.

Материалы и инструменты. Знакомство с историей возникновения матрешки. Японская Фукурума. Понятия «ремесло», «декор», «декоративно-прикладное творчество». Форма матрешки.

Практика.

Подготовить сообщения о сюжетах матрешек. Рисунок японской матрешки – фукурумы. Организация рабочего места.

5.Семеновская матрешка.

Теория.

Знакомство с особенностями. Семеновской матрешки. Отличительный декор, цвета, краски, особенности изображения.

Практика.

Рисование орнамента, использующегося при оформлении Семеновской матрешки. Роспись заготовки матрешки из картона в стиле Семеновской матрешки.

6.Полхово-Майданская игрушка.

Теория.

Секреты изготовления. Сюжеты росписи матрешек. Отличительные элементы украшений. Обучение сравнительному анализу двух видов декоративно-прикладного искусства. Использование палитры «звонких» цветов.

Практика.

Рисование на тему «Сюжеты Полхово-Майдана». Сравнительный анализ матрешек. Подбор открыток, иллюстраций с изображением разных матрешек.

7. Роспись болванки.

Теория.

Правила техники работы с болванкой. Подготовка рабочего места, материалов, инструментов. Техника зашкуривания, грунтования. Знакомство с ланом работы по созданию образа матрешки. Использование серебрянки, золота. Техника безопасности при работе с лаком. Правила работы. Анализ выполненных работ.

Практика.

Роспись матрешки (болванки) по предварительно составленному плану. Презентация своей работы (цвет, сюжет, настроение, назначение). Участие в выставке-ярмарке.

8. Художественная роспись. Народный орнамент. Гжель. Хохлома. Мезенская роспись.

9. Художественные работы из природного материала.

10. Рисование без кисточки. Волшебные пальчики.

11. Художественные работы из разных материалов.

12. Художественные работы из нетрадиционных материалов.

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Результат программы

В результате изучения курса «Палитра детства» ученик получит возможность научиться:

Технические знания и умения:

-правила техники безопасности;

-требования к организации рабочего места;

-использование инструментов, материалов и приспособлений;

-знание свойств и особенностей различных материалов (бумага, картон, дерево)

-умелое сочетание разных техник работы для реализации творческого замысла.

Знания о средствах выразительности:

-использование цвета, как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;

-использование гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов при создании образа.

Композиция:

-выбор формата, масштаба, выразительности и правильности

компоновки.

Виды художественной деятельности:

-декоративное рисование (на основе народных традиций)

-выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

Уровень развития мыслительной деятельности:

-образное мышление: создание ярких, выразительных образов;

-воображение: творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых оригинальных образов;

Аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку;

владение понятийным аппаратом (симметрия, колорит, модуль, болванка, грунтовка, фактура, квилинг)

Овладение основами художественной грамоты:

-знание цветов и рисовальных материалов

-умение передавать форму, величину изображения.

Соблюдение последовательности выполнения работы:

-умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

-Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.

-Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.

Особые условия проведения

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Задания практический занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.

Материально-техническая база

В перечень учебного оборудования кабинета ИЗО входят следующие позиции:

- мольберты;

- краски (акварельные и гуашь);

- карандаши;

- бумага;

- пластилин и пластическая масса;

- муляжи;

-гипсовые модели для натюрморта.

-Серии фотографий и иллюстраций природы

- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

- Детские работы, как примеры выполнения творческих заданий.

- Настенные доски

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

 - Компьютер, прое́ктор

Демонстрационное оборудование кабинета ИЗО включает в себя:

- презентации

- диафильмы;

- видеоматериалы;

- комплекты репродукций.

Наглядные пособия.

- «Цветовой круг»;

- «Палитра красок»;

 -«Свет и тень»;

- «Тёплые и холодные цвета»;

- «Жанры живописи» («Портрет», «Натюрморт», «Пейзаж»);

- «Великие художники».