В последние годы наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения. А пение, кроме развивающих и обучающих задач, решает ещё немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия пением – это источник раскрепощения, хорошего настроения, уверенности в своих силах.
Содержание программы
Содержание учебно-тематического плана (1 год обучения)
1. Певческая установка. Охрана голоса. Строение голосового аппарата. Основные свойства детского голоса (звонкость, полётность).
Певческая установка, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
Активный вдох, мягкая атака. Правильное формирование гласных. Чёткое формирование согласных.
2. Техника хорового исполнительства. Певческое дыхание. Вдох осуществляется через нос с ощущением лёгкого полузевка. Вдох должен быть активный, бесшумный, глубокий. После вдоха –задержка.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения.
Вокально-интонационные упражнения направлены на овладение приёмами дыхания и звуковедения, выработку высокой певческой позиции, расширение певческого диапазона.
Звукообразование и звуковедение. Мягкая атака звука. Основной штрих –"non legato«, лёгкое «staccato». активная, но не форсированная подача звука.
Унисон. Приведение певцов к общему тону.
Дикция и артикуляция. Чёткое и ясное произношение слов во время пения.
Умение хорошо открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти. Развитие согласованности артикуляционных органов с помощью различных упражнений и скороговорок.
3. Музыкальная грамота.
Основы музыкальной теории: дирижёрский жест (ауфтакт); музыкальная фраза (логические ударения, акценты, паузы); динамические оттенки;
темповые изменения в музыке; основные выразительные средства музыки(мелодия, лад, гармония, ритм, размер, регистр, тембр и др).
4. Вокально-хоровая работа.
Разучивание музыкальных произведений (народная песня, произведения композиторов-классиков, песни современных композиторов).
Стремиться раскрыть содержание музыки и текста, особенности художественного образа, музыкально-выразительных средств. Краткая и образная беседа о композиторе, отличительных чертах его творчества.
Работа над дыханием, звуком, артикуляцией, ритмически и интонационно-сложными местами в разучиваемых произведениях.
5. Концертно-репетиционная работа
Подготовка к выходу хорового коллектива на сцену и непосредственно концертное выступление. Отработка всех моментов поведения хора до начала музыкального звучания: выход на сцену, расположение партий (голосов) хора по определённому порядку, само выступление и организованный уход со сцены.
Содержание учебно-тематического плана (2 год обучения)
1. Певческая установка. Охрана голоса. Повторение строения голосового аппарата. Повторение правил охраны и гигиены голоса.
Соблюдение певческой установки, сохранение основных свойств детского голоса: звонкость, полётность, сохранение индивидуального тембра. Входной мониторинг.
2. Техника хорового исполнительства. Комплексная работа над техникой хорового пения: дыханием, звукообразованием, звуковедением, дикцией. Выработка единых принципов исполнения гласных букв (артикуляция).
Дальнейшее овладение приёмами дыхания и звуковедения. Выработка высокой певческой позиции. Расширение певческого диапазона. Формирование смешанного звукообразования. Основной штрих – «non legato», лёгкое «staccato». Постепенное овладение сложнейшим штрихом «legato», а так же "staccato".
3. Музыкальная грамота.
Повторение основ музыкальной теории: дирижёрский жест (ауфтакт); музыкальная фраза (логические ударения, акценты, паузы); динамические оттенки; темповые изменения в музыке; основные выразительные средства музыки (мелодия, лад, гармония, ритм, размер, регистр, тембр и др).
4. Вокально-хоровая работа.
Разучивание музыкальных произведений (народная песня, произведения композиторов-классиков, песни современных композиторов). Раскрывать содержание музыки и текста, особенности художественного образа, музыкально-выразительных средств. Краткая и образная беседа о композиторе, отличительных чертах его творчества.
Работа над дыханием, звуком, артикуляцией, ритмически и интонационно-сложными местами в разучиваемых произведениях.
5. Концертно-репетиционная работа
Подготовка к выходу хорового коллектива на сцену и непосредственно концертное выступление. Отработка всех моментов поведения хора до начала музыкального звучания: выход на сцену, расположение партий (голосов) хора по определённому порядку, само выступление и организованный уход со сцены.
Цели программы
Цель программы – воспитание у детей основ музыкально-певческой культуры, развитие личности учащихся средствами хорового искусства, создание условий для развития творческих способностей, художественного вкуса, воспитанию личностных качеств, расширению музыкального кругозора.
Результат программы
В результате обучения 1-2 года обучения уч-ся должны:
- знать правила охраны детского голоса;
- знать основы певческой установки;
- освоить начальные вокально-хоровые навыки (певческое дыхание, звукообразование, дикция, одновременное начало и окончание пения, умение петь по фразам);
- научиться понимать дирижёрский жест;
- в течение года выучивать 12 одноголосных произведений;
- научиться работать в коллективе;
- научиться культуре поведения на сцене;
- сформировать устойчивый интерес к вокально-хоровому искусству, стремлению к творческому самовыражению.
Особые условия проведения
Участие в данной программе не требует наличие каких-либо определенных вокальных данных.
Материально-техническая база
Занятие проходят в актовом зале. Имеется фортепиано и звуковая аппаратура для исполнения песен современных композиторов под фонограмму.