"Лотос"

Экологическое воспитание способствует формированию правильного отношения ребенка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Важным звеном системы непрерывного экологического воспитания является формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.

преподаватели

Макарова Лариса Владимировна, учитель биологии, 1 категория

Содержание программы

1. «Секреты неживой природы» Много интересного происходит с явлениями неживой природы. Расширение знаний о различных природных явлениях: заволакивающий туман, круглые бисеринки росы, снег и лед, тяжелые, слоистые облака, небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди, куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в этом разделе.

2. «Секреты живой природы» Повадки и интересные факты из жизни животного мира Земли. Своеобразие растительного мира планеты. Связи между животными и растениями. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе.

3. «Взаимосвязи живой и неживой природы»Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Знание экологических связей помогает объяснить явление детям. Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Живые организмы тоже оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения растительности и животного мира окружающей местности, выявления их особенностей.

4. «Красная книга России»Детиузнают что такое Красная книга; знакомятся с редкими видами растительного и животного мира, занесенными в Красную книгу своей страны, о заповедниках и природоохранных территориях.

 

5. «Природа и человек»Влияние человека на жизнь растений и животных.Связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека. Школьники осознают необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

6. «Поведение в природе»Формирование знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе, разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером являются упражнения в применении этих правил на практике. Необходим собственный опыт общения с природой. Поэтому важное место занимают экскурсии, прогулки, походы. Они могут носить краеведческий характер, могут быть посвящены знакомству с природой.

7. «Экологические проблемы»Знание экологических проблем в стране, в своём населённом пункте. Пути их решения. Возможности человечества и каждого гражданина России в отдельности.Становление экологической ответственности, как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации, оценке состояния и улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

 

Цели программы

Расширение знаний о многообразии мира живой и неживой природы, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, вести активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Результат программы

К концу года учащиеся должны знать:

Простейшие элементы ориентирования на местности.

Предмет изучения экологии

Связь между человеком и природой.

Природа родного края.

Основные законы экологии.

Типы экосистем

Многообразие экологических групп комнатных растений

Экологические группы растений и животных по отношению к различным факторам

Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

Основные экологические проблемы мира и пути их решения

Значение мониторинга окружающей среды

 

К концу года учащиеся должны уметь:

 

Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.

Уметь работать с биологическим оборудованием: микроскопами

Уметь изготавливать гербарий

Уметь готовить микропрепарат

Различать изученные группы растений и животных.

Осуществлять систематический уход за живыми организмами.

Умение выступать с докладом, презентацией

Вести наблюдения в природе под руководством учителя

 Выполнять правила поведения в природе

Изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений

Составлять описание природного сообщества

Находить отличия между естественным и искусственным  сообществом

Выявлять черты приспособленности  растений и животных

Проводить исследования окружающей среды на предмет загрязненности

Проводить наблюдения за живыми организмами и биологические эксперименты

Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам мира

Решать экологические задачи

Применять экологические законы для решения проблемных ситуаций

Конструировать экологические модели, выполнять рисунки по экологической тематике

Участвовать в разработке экологических игр, конкурсов

Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися

Особые условия проведения

Результатами программы по экологическому воспитанию учащихся является формирование следующих умений:

·        наличие знаний основ экологии;

·        знать основные принципы и правила отношения к живой природе;

·        применять полученные знания на уроках и в жизни;

·       проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

·        эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

·       патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

·       выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления мини-сочинений.

 

 

Материально-техническая база

Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства