цветные палочки

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Программа «Палочки Кюизенера» обеспечивает равные стартовые возможности для обучения детей в общеобразовательном учреждении. 

Рациональность программы - работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

преподаватели

Хренкова Александра Андреевна

Содержание программы

Раздел 1. Игры подготовительного этапа

Тема 1. «Сказочный город».

Освоение комплекта, дается возможность детям рассмотреть, познакомиться с палочками.

Тема 2. «Найди и покажи»

Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам, сооружение из них построек. 

Дидактические упражнения «Найди и покажи палочку такую же по цвету»,

«Отбери все красные (синие, желтые и т.д.) и др.»

Раздел 2. «Что какого цвета?»

Тема 1. «Строим дорожки», «ленточки в подарок»

Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия, учить использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная. 

Тема 2. «Подбираем ленточки к фартучкам».

Детям раздаются фартучки всей цветовой гаммы палочек Кюизенера и предлагается выбрать соответствующие палочки – «ленточки» к фартучкам и назвать их цвет

Тема 3. «Моделируем квадрат».

Формирование представления о квадрате. Составление разных квадратов. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, и др.

Тема 4. «Моделируем прямоугольник».

Представление о прямоугольнике. Составление разных прямоугольников.

Тема 5. «Дом и мебель для матрешки».

Предлагается построить дом, отбирая для стен - красные палочки, желтые - для крыши, розовую - для трубы. Проверка количества «досок» для постройки. 

Тема 6. «Подбираем к домику крышу», «Собачка».

Предлагается детям выложить домики в порядке увеличения их размеров 

Тема 7. «Кошечка», «Рисуем цветными палочками»

Каждый ребѐнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет кошечку. 

Раздел 3. Построение лестницы

Тема 1. «Мы по лесенке шагаем»

Выложить числовую лесенку. Предлагается найти палочку «1» - какого цвета, предлагается выложить перед собой, «2» - какого цвета, положить ее под белую палочку, так чтобы получилась ступенька и т.д.

Тема 2. «Пирамидка и лесенка»

Рассмотреть и обсудить процесс построения пирамидок, построить пирамидку из палочек

Тема 3. «Числовая лесенка»

Построение числовой лесенки от какого-либо числа. Дидактическая ситуация «Построй числовую лесенку от числа 6» и др.

Раздел 4. Составление ковриков

Тема 1. «Белочка и ежик идут на день рождения»

Учить выбирать палочки указанного цвета, учить составлять изображения предметов простой формы. Ребенок готовит для игрушек «подарки» - «коврик», «торт», «платочек».

Для того чтобы эти подарки стали красивыми их надо заполнить цветными палочками.

Тема 2. «Коврики для кошки» «Коврик для котенка»,

Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек. Помочь детям освоить понятия «больше», «меньше». Сделать коврики для кошки и котенка и сравнить их.

Тема 3. «Коврик для собачки», «Собачья семейка»

Учить детей составлять из палочек прямоугольники и сравнивать их с квадратами. Составление ковриков для собаки. Развивать умение создавать образ собаки, сравнивать предметы по длине.

Тема 4. «Разноцветные заборы», «Аквариум»

 

Раздел 5. Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий»,

«длинный-короткий»

Тема 1. «Длинные и короткие ленточки для кукол», «Поезд»

Тема 2. «Заборы низкие и высокие»

Построение заборов для разных домиков из палочек, укладывая их вертикально рядом друг с другом. Сравнение заборов по высоте.

Тема 3. «Лесенка высокая и лесенка низкая»

Построение лесенок к домикам разной высоты. 

Тема 4. «Лесенка широкая и лесенка узкая»

Построение лесенок для двух разных людей – один толстый, а другой худой.

Тема 5. «Мосты через реку», «Плоты на реке»

Раздел 6. Развитие количественных представлений и состав числа Тема 1. «Цвет и число», «Число и цвет»

Тема 2. «Путешествие на поезде»

Составить из палочек - вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагается ответить, каким по порядку стоит голубой вагон?

Вагон какого цвета стоит четвертым? Какого цвета вагон левее желтого?

Тема 3. «Как разговаривают числа»

Тема 4. «О чем говорят числа?»

Раздел 7. Считаем ступеньки

Тема 1. «Какие лесенки умеет строить Незнайка»

Построение лесенки из самых коротких палочек. 

Тема 2. «Состав чисел из единиц»

Дети расселяют единицы в домики с 2,3,4,5,6 этажами и выстраивают из домиков улицу

Тема 3. «Как еще растут дома из чисел?»

Тема 4. «Кто в домике живет?», «Как узнать номера домов на новойулице?»

Помочь клоуну найти жителей города и рассадить по этажам.

Дети выкладывают палочками разной длины каждый этаж дома и выясняют, какая цифра должна находиться на крыше.

Тема 5. «Покажи как растут числа»

 

Тема 6. «Как белочка и ежик играли числами» «Сломанная лесенка»

 

 

Цели программы

Развитие особенностей элементарных математических представлений и умений.

Результат программы

-                   Дети усвоят эталоны цвета;

-                   Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;

-                   Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;

-                   Свободно ориентируются по числовому ряду;

-Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;

-Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;

-Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;

-Совершенствуются представления о геометрических фигурах;

-                   Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;

-Повысится уровень знаний в области счѐта;

-Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.

Особые условия проведения

По данной программе занимаются дети старшего дошкольного возраста  Программа рассчитана на  8 месяцев, 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Сроки и частота проведения диагностических процедур – в начале и в конце каждого учебного года, отчет 1 раз в 2 месяца.

Материально-техническая база

Палочки Кюизенера