Сочинение: законы и секреты мастерства

«ЕГЭ по русскому языку» поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 11 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Данная программа разработана с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2020 года, а также перечень заданий КИМов 2020 года.

Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

преподаватели

Гордиенко Елена Юрьева

Содержание программы

Текст.

 Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Определение главой информации текста

Орфоэпия .

Орфоэпические нормы.

Лексика.

Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Лексические выразительные средства.

Морфология.

Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

Орфография

Орфографические нормы. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Пра­во­пи­са­ние личных окон­ча­ний глаголов и суф­фик­сов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Пра­во­пи­са­ние -Н- и -НН- в суффиксах.

Синтаксис и Пунктуация.

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.

Подготовка к сочинению.

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы обоснования собственного мнения.   Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

 

 

 

 

 

Цели программы

- ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся путем алгоритмизации всех правил: орфографических, пунктуационных, речевых.

- сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий

- создание условий для  успешного индивидуального развития обучающегося.

Результат программы

Программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 11 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Данный факультатив разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2020 года, а также перечень заданий КИМов 2020 года.

Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий ЕГЭ по русскому языку.

 
Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса:

Синтаксис и пунктуация

знать:

• что изучает синтаксис и пунктуация;

• основные признаки словосочетания и предложения;

• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;

• основные пунктуационные нормы;

• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);

• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

уметь:

• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

• пользоваться синтаксическими синонимами;

• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

• проводить пунктуационный разбор предложения;

• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.

Орфография

знать:

• что изучает орфография;

• основные орфографические правила каждого раздела орфографии:

1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания;

3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;

уметь:

• применять орфографические правила на письме;

• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;

• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

 
Сочинение- рассуждение

обобщение и систематизация знаний по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
• обобщение знаний об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствование навыков анализа текстов различных стилей;

• развитие письменной речи учащихся, пополнение их теоретико-литературного словаря;

• совершенствование знаний и умений находить в тексте и определение функции средств выразительности разных уровней;

• совершенствование умений отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

• повышение уровня грамотности учащихся.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Рабочее место учителя с выходом в интернет