Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений:
понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),
проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;
продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;
способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;
умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; умение композиционно оформлять текст;
умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.