Математические задачи на практике

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. В настоящее время в КИМах ЕГЭ по математике присутствуют разнообразные текстовые задачи. В связи с этим возникла необходимость восполнить недостаток программы по математике за курс средней школы,  выработать у них умения и навыки решать задачи алгебраическим методом. Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором она а выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Программа курса имеет практическую направленность. Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников.

Задачи подобраны с учетом нарастания уровня сложности. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.

Педагоги

Савлева Татьяна Борисовна

Содержание программы

Задачи на движение (4ч)

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Чертеж к текстовой задаче, составление таблицы и их значение для построения математической модели. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям), методом составления уравнения.

Задачи на проценты. сплавы, смеси. (2 ч)

Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации .Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели. Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием. Решение задач методом составления уравнения  или системы уравнений.

 

Задачи на работу (1 ч)

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Задачи на прогрессию (1 ч)

Формула общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии.

Цели программы

Цели курса:

·         Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.

·         Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.

·         Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.

·         Формирование у обучающихся логического мышления при проектировании решения задачи;

·         Формирование навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний в результате их применения в незнакомой ситуации;

·         Подготовка к ЕГЭ по математике. 

·         Программа курса “Решение текстовых задач” предназначена для углубления знаний по математике и ознакомления с разными способами решения текстовых задач .

Для реализации этой цели необходимо:

·         пополнить теоретические знания обучающихся о текстовой задаче;

·         совершенствовать у обучающихся умения и навыки решать задачи, используя алгебраический метод;

·         сформировать навыки решения задач, используя геометрический метод;

·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения физики, химии.

Программа курса предполагает дальнейшее формирование ключевых компетенций– готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Исходя из задач преподавания курса “ Решение текстовых задач ” программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

·         выполнять анализ текстовых задач;

·         научиться применять различные способы решения задач ;

·         пользоваться справочной литературой ;

Курс связан как с математикой, так и с химией, физикой. Изучение курса поможет обучающимся получить представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, а также овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин. Исходя из главной цели профильного обучения – обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся с учетом их включения в последующую трудовую деятельность – эффективные занятия по математике позволяют:

·         оказать содействие выпускникам в проектировании своих жизненных и профессиональных планов и моделировании образовательного маршрута для достижения необходимых компетенций и высокой квалификации;

·         диагностировать динамику развития личности школьника в процессе профильного обучения;

·         согласовать качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений с требованиями к математической подготовке специалиста выбранной профессиональной сферы;

·         предоставить возможность школьникам выполнять серию профессиональных проб для получения сведений о своих возможностях и предпочтениях .

Результат программы

Ожидаемый результат изучения курса:

учащийся должен знать/понимать/:

·         существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

·         как используются математические формулы, уравнения - примеры их применения для решения математических и практических задач;

·         значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;

·         решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ

иметь опыт (в терминах компетентностей):

работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.

Особые условия проведения

владение ИКТ

Материально-техническая база

интерактивная панель, оборудованный кабинет, выход в интернет