ВЫЖИГАНИЕ

Обучающийся становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать обучающихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях обучающиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.

Педагоги

Макаренко Николай Алексеевич - учитель технологии и ОБЖ, высшая квалификационная категори

Содержание программы

1 год обучения
1.1. Организационное занятие (1 час)
Теория. Вводное занятие. Значение труда в жизни человека. Выдающиеся мастера декоративно-прикладного искусства. Демонстрация изделий с элементами выпиливания и выжигания. Виды декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок.
Практика. Изучение ТБ при нахождении в мастерских. Входная диагностика.
1.2. Выжигание (32 часов)
Теория. Средневековье-время возникновения искусства выжигания. Знаменитые художники по дереву: Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Брюйер. Первое выжигание на Руси. 20 век - век современного выжигания с помощью электрических приборов. Возможности искусства выжигания.

Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. Свойства фанеры и область ее применения. Правила работы с наждачной бумагой. Способы копирования. Тонкое выжигание картинки. Методы ретуширования (ретуширование “дымков “, “пушок“, “штрих“ т.д.) Материалы и инструменты. Знакомство с инструментом электровыжигатель. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Правила поведения и техники безопасности, пожарной и электробезопасности. Основы композиции. Планирование работы по изготовлению изделия. Основные принципы композиции. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Построение орнамента в полосе, квадрате, круге. Основные схемы расположения орнамента в полосе, квадрате, круге. Дополнительное оформление. Роспись акварелью, гуашью.
Практика. Подготовка древесины к работе, организация рабочего места для обработки древесины, выполнение контурного рисунка на древесине. Освоение приёмов выжигания. Совершенствование приёмов выжигания. Уход за инструментом. Практическая работа по выжиганию картинки второй сложности (картинка с сюжетом и несколькими деталями); ретуширование деталей картинки с созданием объемности и тонким ретушированием; приобретение навыков работы. Выжигание на фанере бордюров и рисунка на тему «Аленький цветочек», «Новогодняя сказка», выбор темы по собственному замыслу, «Цветы для мамы», «Техногорад», «Достойные славы», «Пасхальные мотивы».

Практическая работа, фотовыставка.
1.3. Итоговое занятие (2 часа)
Теория. Подведение итогов работы.
Практика. Выставка работ. Создание фотоальбома «Лучшие работы воспитанников».

2 год обучения
2.1. Вводное занятие (1 час)
Теория. Выдающиеся мастера декоративно-прикладного искусства. Выжигание как разновидности декоративно-прикладного искусства. Обсуждение программы, содержания работы. Режим работы объединения. Общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.
Практика. Распределение по рабочим местам.
Входная диагностика.
2.2. Повторение сведений о материалах, аппаратах и инструментах. (4 часа)
Теория. Инструменты и оборудование для выжигания, подготовка рабочего места, фанеры к работе. Методы настройки эл. прибора для выжигания тонкой линией, светлой линией, темной линией и т. д.
Повторение и закрепление правил ТБ, мер предосторожности. Правила обработки досок и подготовки их к работе. Повторение сведений об организации рабочего места.
Практика. Подготовка досок для выжигания (шлифовка, зачистка). Составление авторских эскизов, композиций. Нанесение эскизов на доску.
2.3. Основные и дополнительные приёмы выжигания (15 часов)

Теория. Закрепление основных приёмов выжигания (точки, штрихи, сплошная линия, комбинированное выжигание). Повторение сведений о различных видах выжигания. Способы объединения различных видов выжигания и различных видов штриховки при выполнении работ. Выжигание силуэтное и декоративное. Отделка изделия: шлифование, окраска, лакирование.
Практика. Практическая работа по выжиганию картинки второй сложности (картинка с сюжетом и несколькими деталями); ретуширование деталей картинки с созданием объемности и тонким ретушированием; приобретение навыков работы.
Практическая работа.
2.4. Выжигание по дереву (13 часа)
Теория. Самостоятельное выполнение эскиза. Выполнение работ по образцу. Выполнение работ с опорой на самостоятельно выбранный материал. Практическая работа по выжиганию картинки второй сложности (картинка с сюжетом и несколькими деталями); ретуширование деталей картинки с созданием объемности и тонким ретушированием; приобретение навыков работы.
Дополнительное оформление. Роспись акварелью, гуашью.
Практика. Создание изделий: «Сказка в гости к нам пришла», «Фауна», «Новогодний калейдоскоп», «Достойные славы», «Игрушки».
Практическая работа.
2.5. Итоговое занятие (2 часа)
Теория. Подведение итогов работы. Просмотр и анализ лучших работ учащихся.

Цели программы

Формирование и развитие индивидуальных творческих способностей детей с ОВЗ через приобщение к декоративно - прикладному искусству.

Результат программы

Личностные результаты
• развитие положительного отношения к учению;
• стремление формировать свою среду, действия по эстетическим, культурным критериям, восприятия прекрасного;
• развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
• развитие осознания ответственности за себя, за свои действия;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• адекватное, самостоятельное оценивание правильного выполнения действий и внесение необходимых корректив в исполнение, как в конце действий, так и по ходу их реализации.

Образовательные результаты
должны знать:
- виды декоративно - прикладного творчества;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Особые условия проведения

Для лиц старше 10 лет

Материально-техническая база

1. Верстаки.
2. Станочное оборудование:
 станок сверлильный;
 электрорубанок;
 электродрель;
 циркулярная пила;
 токарный станок по дереву;
 электролобзик;
 заточной.
3. Наборы стамесок, резцов.
4. Выжигатели.
5. Ножовки.
6. Рубанки.
7. Наждачная бумага.
8. Чертёжно-измерительные инструменты.
9. Кисти.
10. Материалы:
 древесина – липа, кедр, осина, берёза, сосна;
 лаки и краски;
 морилки.