«Пожарно-прикладной спорт»

Сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина — от младенца до человека преклонного возраста — является важнейшей государственной задачей. В государственных документах подчёркивается, что сознательная ориентация на здоровый образ жизни и выполнение правил сохранения и укрепления здоровья должна стать важнейшим критерием культуры гражданина XXI века.  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ППС», МБОУ СОШ №3 г.Завитинска, Амурской области, способствует воспитанию у детей и подростков патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к службе в Вооруженных Силах РФ,  гармоничному развитию и совершенствованию личности, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.

Программа в комплексе с программой «Юный спасатель» направлена на реализацию модели кадетского образования «Кадеты МЧС»  обучающихся МБОУ СОШ №3 г. Завитинска.

Педагоги

Суббота Валерий Федорович

Содержание программы

Тема 1. Становление пожарного дела. (18часов)

Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.

Практическое занятие: знакомство с работой и деятельностью работников пожарной части. Экскурсия  по пожарной части.

Тема 2. Профилактика пожаров.(16часов)

Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара. Анализ возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании приборами освещения с открытым пламенем. Небрежность при курении. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов. Неисправность электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов.

Практическое занятие: решение ситуационных задач по теме способы прекращения пожаров.

Тема 3. Аварийные ситуации.(8 часов)

Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия. Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых и т.д.
Практическое занятие: обсуждение по теме правила поведения на пожаре.

Тема 4. Огнетушители. (14часов)

Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Классификация огнетушителей, область их применения.

Практическое занятие: Тренинги по освоению навыков использования различных средств пожарного тушения в быту, школе и т.д.

Тема 5.Люди огненной профессии(30 часов)

Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением и знакомство с пожарной автотехникой. Государственная противопожарная служба. Структура. Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Боевая одежда пожарного. Средства спасения при работе пожарного.

Практическое занятие: одевание одежды пожарного и вязка спасательных узлов на время.

Тема 6. Доврачебная медицинская подготовка (8 часов)

Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи в аварийных ситуациях. Степени пожаров оказания помощи при ожогах. Отравления продуктами горения, оказание первой доврачебной помощи.

Практическое занятие: тренинги по освоению приемов по оказанию первой доврачебной помощи при ожогах

Тема 7. Пожарно-прикладной спорт. (50 часов)

Практическое занятие: Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание

Цели программы

Содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз и снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Результат программы

Личностные и межличностные компетенции (Soft Skills):– 

1 уровень

· Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.

·Понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе  этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

·Положительный  опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.

· Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

· Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.

· Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

 2 уровень

· Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.

· Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.

·Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

· Потребность заниматься физической культурой  и спортом, вести активный образ жизни. умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

· Умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах).

· Формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных  задач; -знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

3 уровень

·Демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде;
Приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
Умение находить общее решение и разрешать конфликты;
Освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
Эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
Устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.
Профессиональные и знаниевые  компетенции (Hard Skills)

1 уровень

Использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации.
Сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление).
Планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях.
Контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков.
Участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников).
Формулировать обобщения и выводы по изученному материалу.
2 уровень

Составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
Характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла.
Характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.
Понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе.
3 уровень

Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Умение оказать первую помощь пострадавшим.

Особые условия проведения

Отсутствие медицинских противопоказаний

Материально-техническая база

Спортивные снаряды, спортивное пожарно-техническое вооружение:

пожарные шланги,
штурмовые лестницы с подвеской,
огнетушители,
учебная башня для выполнения упражнений.