«Юный спасатель»

Природная и социальная среда, в которой сегодня живут люди на планете Земля, наполнена многочисленными факторами, представляющими потенциальную опасность, разную по степени влияния на жизнь и здоровье человека. К таким факторам относятся природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации. К первым относят различные стихийные бедствия (землетрясения, штормы, сели, извержения вулканов и пр.), ко вторым — аварии и техногенные происшествия, к третьим — социальные ситуации, связанные с актами терроризма, асоциальным поведением людей. Среди социальных ещё выделяются бытовые ситуации, провоцируемые нарушением правил технической безопасности в быту, а также дорожные, характеризующие поведение человека на дорогах, в транспорте, имеющее негативные последствия для здоровья людей и благополучия окружающей среды.

В современных условиях интенсификации любой деятельности человека, усложнения используемых им технических средств возрастает общественное значение состояния здоровья каждого человека. Одной из ключевых образовательных задач школы является «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах».

Педагоги

Суббота Валерий Федорович

Содержание программы

Введение (1 час). Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

Модуль 1: Основы пожарной безопасности (17 часов). Основные виды, причины и последствия пожаров. Понятие об основах горения. Первичные средства пожаротушения. Виды, принцип действия, устройство и применение огнетушителей. Пожарно-техническое вооружение. Правила поведения в случае возникновения пожара. Эвакуация из зоны возгорания. План эвакуации. Правила поведения в зоне действия лесного пожара. Профилактика возникновений пожаров. Добровольная пожарная охрана. Понятие о героической профессии пожарного. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Пожары и паника. Оказание первой помощи пострадавшим в результате пожара. Пожарно-строевая подготовка. Пожарно-спасательный спорт.

Модуль 2: Основы безопасности дорожного движения (16 часов). Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение ПДД как главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортных происшествиях. Телесные повреждения при ДТП. Опасные игры на железнодорожном транспорте и отрицательное отношение к ним.

Модуль 3: Основы оказания первой помощи (22 часа). Ожоги. Первая помощь при ожогах. Действия при отравлении угарным газом, химическими веществами, ядохимикатами. Первая помощь при электротравмах. Переломы. Правила поведения при подозрении на перелом, первая доврачебная помощь. Соблюдение осторожности и внимательности при оказании помощи. Виды кровотечений и первая помощь пострадавшему. Первая помощь при травмах различной степени тяжести, при отравлении химическими и радиоактивными веществами. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Медико-психологическая помощь. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

Модуль 4: Основы военной службы и патриотического воспитания (13 часов). Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные задачи Вооруженных Сил. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Боевая слава российских воинов.

Цели программы

Содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз и снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Результат программы

Личностные и межличностные компетенции (Soft Skills):– 

1 уровень

·       Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.

·       Понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе  этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

·       Положительный  опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.

·       Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

·       Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.

·       Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

 2 уровень

·  Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.

·Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.

· Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

·Потребность заниматься физической культурой  и спортом, вести активный образ жизни. умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

·Умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах).

·Формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных  задач; -знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

3 уровень

· Демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде;
Приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
Умение находить общее решение и разрешать конфликты;
Устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.
Профессиональные и знаниевые  компетенции (Hard Skills)

1 уровень

Использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации.
Сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление).
Планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях.
Контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков.
2 уровень

Составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
Характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла.
Характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью.
3 уровень

Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Умение оказать первую помощь пострадавшим.
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.
Сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей.
Осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.

Особые условия проведения

Отсутствие медицинских противопоказаний

Материально-техническая база

Макеты, муляжи, модели:

-Макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоемов, убежищ (регион проживания учащихся);

-Макеты потенциально опасных элементов бытового, учебного, досугового технологического оборудования;

 -Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов и респираторов в разрезе;

-Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения;

- Муляжи тела человека.

Тренажеры:

-Тренажер для тренировки навыков проведения искусственного дыхания;

-Фантом-тренажер для искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца.

Учебно-наглядные пособия (стенды и плакаты или электронные издания):

-Классификация пожаров;

-Правила оказания первой помощи;

-Личная гигиена;

-Химическое оружие;

-Бактериологическое оружие;

-Взрывоопасные предметы;

-Ордена России;

-Текст военной присяги;

-Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия;

-Приемы и правила метания ручных гранат;

-Организация и несение внутренней службы;

-Строевая подготовка.

Учебно-практическое оборудование:

-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

-штатив для карт и таблиц;

-компасы;

-визирные линейки;

-транспортиры;

-бинты марлевые;

-вата гигроскопическая нестерильная;

-вата компрессная;

-воронки стеклянные;

-грелки;

-жгуты кровоостанавливающие;

-индивидуальные перевязочные пакеты;

-косынки перевязочные;

-клеёнка компрессная;

-клеёнка подкладочная;

-ножницы для перевязочного материала (прямые);

-повязки малые стерильные;

-повязки большие стерильные;

-противогазы;

-респираторы;

-аптечка индивидуальная (АИ-2);

-противохимические пакеты;

-носилки санитарные.