"Развивайка"

Направленность дополнительной образовательной программы по развитию психоэмоциональной сферы дошкольников – социально - коммуникативная. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда формируются фундаментальные способности, познавательная активность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Следовательно, психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, определенных ФГОС ДО, как: позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Актуальность программы. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период из «натуральных», по Л.С. Выготскому должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Новизна программы Программа построена таким образом, чтобы: привлечь родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализация их в повседневной жизни. Построение программы для возрастного периода 4-5 лет ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики: восприятие, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера. Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения), а также на развитие волевой сферы и эмоциональной сферы подобраны в соответствии с темами занятий.

Педагогическая целесообразность. Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет. В процессе ее реализации ребенок повышает познавательную активность, совершенствует сенсорные функции, развиваются все сферы психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникации, эмоции).

преподаватели

Тютерева Наталья Леонидовна - педагог - психолог (высшая квалификационная категория)

Содержание программы

Образовательная деятельность по дополнительной программе проводится 2 раза в неделю во второй половине дня. В месяц 8 занятий, в год 72 занятий.

Длительность – не более 20 минут.

Возраст детей:  4-5 лет

Срок реализации: 1 год (с сентября 2021 по май 2022 года).

Цели программы

Развитие личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста, создание условий для психологического развития детей.

Результат программы

Ребенок владеет основными способами познания, имеет запас представлений об окружающем.

Ø Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.

Ø Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Ø Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности.

Ø Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми.

Ø С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.

Ø Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками.

Ø Стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера.

Ø Доброжелателен в общении со сверстниками.

Особые условия проведения

Занятия проводятся с детьми 4 - 5 лет.

Материально-техническая база

1.     Демонстрационный материал «Чувства. Эмоции».

2.     Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду» для работы с детьми 4-5 лет.

3.     Н.В. Нищева «А как поступишь ты? Дошкольникам по этике», дидактическое пособие.

4.     Н.В. Нищева «Развивающие сказки», дидактическое пособие.

5.     Пособие «Истории в картинках».

6.     Дидактическое пособие «Размышляйка» (для детей от 3 лет).

7.     Картотека предметных картинок.

8.     Детское лото «Ассоциации».

9.     Детское лото «Азбука».

10.                       Игра для детей от 3 лет «Картинки-половинки».

11.                       Игровой набор «Эмоции».

12.                       Логопедические игры для детей

13.                       Детское лото (фрукты, овощи, птицы, лесные звери, домашние животные, цветы, насекомые).

14.                       Дидактическая игра «Найди друзей».

15.                       Детское лото «Мамины помощницы».

16.                       Развивающая игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

17.                       Цветные кубики.

18.                       Настольная игра «Шесть картинок».

19.                       Домино «Чувства» (для детей с З лет).

20.                       Наглядно-дидактическое пособие «Овощи и фрукты».

21.                       Наглядно-дидактическое пособие «Мебель».

22.                       Наглядно-дидактическое пособие «Обитатели морей и океанов».

23.                       Наглядно-дидактическое пособие «Времена года».

24.                       Наглядно-дидактическое пособие «Профессии».

25.                       Наглядно-дидактическое пособие «Посуда».

26.                       Облака с различными эмоциональными состояниями.

27.                       Человечек с различными эмоциональными состояниями.