«Я – ученик»

На основании изучения требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования подобран и используется психологический  диагностический инструментарий для детей 1-го класса, который помогает собрать информацию об индивидуальном развитии каждого ребенка, выявить  всю систему  психической активности учащегося в познавательной и эмоционально-личностной сфере. Пакет  методик представляет собой  комплекс методических приемов, взаимно подтверждающих результаты друг друга,  обеспечивающих  понимание особенностей индивидуальности каждого ребенка. С помощью данного комплекта оцениваются не только параметры состояния когнитивной, мотивационно – волевой, эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения, но и отслеживается степень привыкания первоклассников  к новым условиям на начальном этапе обучения, адаптационного периода.

Данная программа является эффективным методом психологической работы с детьми на этапе адаптации и при решении различных трудностей, связанных с психологической неготовностью к школе.

преподаватели

Порохова Ольга Геннадьевна

Содержание программы

Главным условием проведения занятий является:

 

-       создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

-       развертывание алгоритма (усвоение ребенком различных) способов саморегуляции во всех видах деятельности.

Особенности занятий:

-       создание положительной психологической атмосферы;

-       задания выполняются в игровой форме;

-       отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;

-       для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий учащимися, но на более высоком уровне трудности.

 

Развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность,  зрительную память, воображение, интерес к школьной жизни.

 

Форма работы: групповая.

 

Основные методы: игры и психотехнические упражнения, арттерапия, образовательная кинезиология.

 

Место проведения занятий: учебный кабинет

Курс рассчитан на 33 часа.

 

Продолжительность  занятия: 30 – 40 мин.

 

Проведение занятий: во внеурочное время один раз в неделю. 

 

Структура занятий. По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у учащих­ся определенного положительного эмоционального фо­на, без которого эффективное усвоение знаний невоз­можно. Этот эмоциональный настрой, постоянно созда­ваемый на занятиях, посте­пенно должен у обучающихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба педагога улыбнуться друг другу и сказать доб­рые слова. Есть ли у нас запас добрых, хороших слов, часто ли мы говорим их друг другу? Эти слова несут положительную энергию, помо­гают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

Важным моментом вводной части является выполне­ние упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Стимулирующее воз­действие физических упражнений на психическую дея­тельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических про­цессов под влиянием физических упражнений: увели­чивается объем памяти, повышается устойчивость вни­мания, ускоряется решение элементарных интеллекту­альных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень рабо­тоспособности, который не может не влиять положи­тельно на успешность учебной деятельности. Для каж­дого занятия подобраны специальные упражнения, стиму­лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

Задания для основной части занятия подбираются с учетом их направленности на осуществление дифферен­циации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для дос­тижения развивающего эффекта необходимо неодно­кратное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выпол­нениям одного и того же задания обес­печивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности (принцип «спирали», т.е. возвращение к од­ному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности).

Задача заключительной части занятия состоит в под­ведении итогов занятия, обсуждении результатов рабо­ты учащихся и тех трудностей, которые у них возника­ли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

 

Предполагаемый положительный результат:

-       обучающиеся успешно адаптируются к школе и учебной нагрузке;

-       сформируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД;

-        научатся адекватно реагировать на возможные затруднения в школьной жизни.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

-       сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

-       удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;

-       установление контакта с обучающимися, с учителем;

-       удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

-       овладение навыками учебной деятельности;

-       степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Цели программы

Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.

Результат программы

Задачи:

-       формировать адекватное представление о школьной жизни (осознание ребенком специфики позиции школьника);

-       формировать личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД;

-       учить адекватно реагировать на возможные затруднения в школьной жизни (профилактика школьной дезадаптации, повышение степени школьной мотивации).