Краткосрочная дистанционная программа «ГРОССМЕЙСТЕР» (Шахматы)

Краткосрочная дистанционная программа  «ГРОССМЕЙСТЕР» является общеразвивающей и  имеет  физкультурно-спортивную направленность. Дистанционные технологии прочно входят в систему общего и дополнительного образования.Дистанционное обучение обладает рядом преимуществ:

- доступность обучения (позволяет учащимся учиться в индивидуальном режиме, независимо от места проживания, социального статуса и состояния здоровья);

-возможность иметь доступ к новым средствам обучения и образовательным программам (к электронным учебникам и пособиям);

- используются новые форм представления и организации информации (мультимедийные технологии для представления информации – презентации, видео, звуковое сопровождения и т.п.)

Отличительная особенность программы – универсальность:- возможность ее реализации в очной и в заочной форме с использованием технологий  дистанционного обучения.

Обучение осуществляется  на основе электронных источников информации.По каждому разделу программы педагог разрабатывает электронные учебные материалы, что позволяет педагогу оперативно обновлять материалы, использовать сетевые возможности для обеспечения учащихся той информацией, которая необходима им в процессе  обучения.

преподаватели

Спирин Александр Юрьевич

Содержание программы

Содержание программы

 

Модуль 1.  Дистанционный  модуль.                      

 

1. Шахматная доска. Правила игры. 

Теория:

Секреты шахматного поля. Секреты шахматной доски.  Шахматная дорожка – горизонталь. Шахматная дорожка – вертикаль..  Шахматная дорожка – диагональ.

 
 
 
Практика:

Тренировка техники расчета вариантов, общие положения. Просмотр фрагмента  обучающей игры «Шахматы в сказках» о шахматной доске и правильном её расположении перед игрой и решение заданий первого занятия. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски.

 

2. Шахматы – спорт, наука, искусство.

История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

 

3. Начало партии  - дебют.

Теория: 

Дебют и его задачи. Три главных правила дебюта. Рокировка.   Королевский гамбит.

На занятиях по теории дебюта учащиеся знакомятся с правилами ведения игры в начале шахматной партии. Дебютная теория. Три принципа игры в дебюте: центр, мобилизация, безопасность. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. Миниатюры. Проблема шахматного центра с точки зрения теории Стейница и гипермодернистов.

Практика:

а)Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии. Королевский гамбит. Гамбит Эванса. Защита Стейница в испанской партии. Защита Филидора.

б)Закрытые дебюты, ферзевый гамбит.

в)Защита Алехина - один из дебютов гипермодернизма.

Решение задач по тактике.

 

4. Миттельшпиль.

Теория: 

Роль шахматных фигур в миттельшпиле.  Мат на  последней и предпоследней горизонталях.   Атака и защита. Роль Коня в миттельшпиле. Роль Ладьи в миттельшпиле. Роль Ферзя в миттельшпиле. Роль Пешки в миттельшпиле.

Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса.

 

5.Эндшпиль.

Теория: 

Роль шахматных фигур в эндшпиле. Король и пешка против короля и пешки.

Все виды простейших шахматных окончаний: пешечные, слоновые, коневые, ферзевые.

Практика. Эндшпильная  техника.

Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение. Ладейные окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи.

Многопешечные ладейные окончания. Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей. Правило квадрата. Проведение пешки в ферзя.

 

6. Игровые занятия.

Теория: 

Постановка дебюта. Психологическая подготовка шахматиста. Разучивание шахматных приемов. Разбор партий учащихся. Метод игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость играющих программ. Этика поведения во время партии.

Практика:

Участие в соревнованиях и турнирах.

Партии, сыгранные на турнирах, юный спортсмен обязан сначала проанализировать дома самостоятельно, а потом отчитаться перед тренером о проделанной работе.

 

7. Конкурсы решения задач, этюдов.

Теория: 

Различные приемы шахматной борьбы на разных стадиях партии, решают шахматные задачи и этюды.

Практика:

Конкурс решения задач. Конкурс решения комбинаций. Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с помощью двойного шаха. Мат по последней горизонтали. Спертый мат.

Цели программы

создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Результат программы

В конце года обучающийся:

                      

 должен знать:

·          правила игры в шахматы;

·          права и обязанности игрока;

·          иметь представление о истории и происхождении шахмат;

·          основные понятия о тактике и стратегии.

должен уметь:

·          применять указанные знания на практике;

·          концентрировать внимание, ценить время;

·          осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперников.

·          играть в шахматы с удовольствием.

            

Материально-техническая база

Каналы связи (желательно не ниже 512 Кбит/с  на одного пользователя,  для более комфортной связи рекомендуется 1 Мбит/с.) 
Компьютерное оборудование - могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой,   необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет.
Периферийное оборудование (веб-камера,  принтер,  сканер, цифровой фотоаппарат);

  Программное обеспечение (виртуальная обучающая среда Moodle):

Информационные инструменты в соответствии с возрастом учащегося, программы общего назначения (текстовый редактор, редактор презентаций, графические редакторы и т.д.), специализированные программы.