«Азбука здоровья»

Программа предусматривает практические занятия, что способствует приобретению практических навыков по изучению своего организма, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознание основ здорового образа жизни. Решение практических задач способствует развитию познавательных потребностей у обучающихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению знаниями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности обучающихся.

Сетевая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Азбука здоровья» со встроенным краткосрочным дистанционным модулем «Ароматерапия» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Краткосрочный дистанционный модуль «Ароматерапия» имеет универсальную структуру и встроен в дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу» Азбука здоровья»  естественнонаучной направленности. Кроме того, программа реализуется на образовательной площадке «Точка роста»  и предполагает реализацию как в очной, так и в заочной форме.

преподаватели

Верхалёва Оксана Александровна, педагог дополнительного образования первой категории

Содержание программы

1. Введение. Т.Б. Знакомство с содержанием программы. Техника безопасности. Правила поведения в кабинете.

2. Дружи с водой. Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает избавиться от микробов. Практические занятия. Инсценировка отрывка из сказки «Мойдодыр» К. Чуковского.
3. Зрение. Забота о глазах.Глаза – главные помощники человека. Как устроен глаз. Правила бережного отношения к зрению. Практические занятия: Гимнастика для глаз. Проведение опыта "Воздействие света на зрачок глаза«.
4. Слух. Уход за ушами.Как устроено ухо. Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха. Практические занятия: Самомассаж ушей. Опыт Звучащий предмет.
5. Вкус. Уход за зубами. Как устроены зубы. Почему зубы болят. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку здоровой. Практические занятия: Упражнение «Спрятанный сахар». Практикум «Чистка зубов». 

6. Обоняние. Уход за носом. Как устроен нос. Почему болит нос. Как сберечь обоняние. Практические занятия: Упражнение «Здоровое дыхание». Практикум «Чистка носа».
7. Осязание. Забота о коже. Как устроена кожа. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей. Практические занятия.Опыты «Почувствуй предмет». Практикум: "Оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов".

8. Опорно-двигательная система. Мышцы, кости и суставы. Как устроена опорно-двигательная система. Как работает локтевой сустав. Беседа по теме «Осанка – стройная спина!». Правила для поддержания правильной осанки. Практические занятия: Упражнения с мышцами. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». 
9. Пищеварительная система. Как следует питаться. Как устроен желудок. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу! Практические занятия.
10. Нервная система. Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна. Практические занятия: Игра «Плохо – хорошо» (по гигиене сна).
11. Поведение в разных сферах. Правила поведения. Беседа «От чего зависит настроение». Беседа с активным слушанием «Как создать хорошее настроение». Практические занятия: Упражнения «Азбука волшебных слов».
12.Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров – закаляйся! Шесть признаков здорового и закаленного человека. Практические занятия: Выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». 

13. О пользе витаминов. Беседа «Что я знаю про витамины». Просмотр видеофильма по теме. Практические занятия: Инсценировка «Спор овощей».  Сюжетно-ролевая игра "Мы идем в магазин".

14.Почему мы болеем. Причина болезни. Признаки болезни. Практические занятия: Тест «Твое здоровье». Игра-соревнование "Кто больше?".Практикум "Как помочь больному".

15.Что и как предохраняет нас от болезней? Как организм помогает себе сам? Что такое здоровый образ жизни. Режим дня. Практические занятия: Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки. 

16.Как избежать отравлений. Первая помощи при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Отравление лекарствами. Пищевые отравления. Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Практикум «Помоги себе сам». 

17.Предосторожности при общении с животными. Что мы знаем о собаках и кошках? Первая помощь при укусах кошек и собак. Если укусила змея. Правила обращения с животными. Практические занятия: Анкетирование «Четвероногий друг». Практикум «Помоги себе сам». 

18.Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Как помочь себе при тепловом ударе. Если ты обжегся или обморозился. Практические занятия: Игра «Валеологический светофор». Практикум "Помоги себе сам".

19.Первая помощь при травмах.Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался. Практические занятия: Наложение холодного компресса. Наложение шины. Бинтование раны.

20.Как помочь сохранить себе здоровье. Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Практические занятия: Тренинг безопасного поведения. 

21.Нетрадиционная и альтернативная медицина. Виды: иглоукалывание, ароматерапия, фитотерапия, йога, медитация и др. Как вырасти здоровым. Практические занятия: Динамический час. Тест "Оцени себя сам".

22.Что зависит от моего решения. Нет вредным привычкам. Я принимаю решение. Я отвечаю за свое решение. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Практические занятия: Упражнение «Зеркало». 

23.Помоги себе сам. Беседа «Волевое поведение». Практические занятия: Игры «Сокровища сердца», «Дерево решений». Динамический час.

24.Мы одна семья. Мальчишки и девчонки. Моя семья. Практические занятия: Игры «Противоположность», «Давай поговорим». Выставка рисунков «Наш класс», «Моя семья». Праздник "Мама, папа, я – спортивная семья«.

25. Итоговое занятие. Утренник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». «День здоровья». Урок-КВН "Наше здоровье".

 

Ссылки на занятия краткосрочного дистанционного модуля "Ароматерапия":

 https://www.youtube.com/watch?v=4GhYguwf4Yc  - Значение ароматерапии

https://www.youtube.com/watch?v=NTt8_wzBCms  -Качество эфирных масел. Как определить и выбрать.

 

 

 

 

Цели программы

Обеспечить возможность сохранения здоровья обучающихся , научить их быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Результат программы

Лучшим показателем результативности данной программы следует считать снижение уровня заболеваемости обучающихся  в течение всего периода обучения.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие. Ограничений по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

Кабинет "Человек и его здоровье",

Интерактивная панель,

Стенд "Физиология" (силомер, спирограф, давление, пульс),

Принтер/многофункциональное устройство,

Точка беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi),

Аптечка первой помощи универсальная,

Лупа лабораторная.