Лыжные гонки

Ходьба и бег на лыжах - вид физических упражнений, которым можно заниматься с дошкольного возраста. Основанный на естественных движениях (ходьбе, беге), лыжный спорт имеет перед каждым из них значительное преимущество, так как передвижение на лыжах требует участия гораздо большего количества мышц.

Свежий воздух, большая амплитуда движений, ритмичное чередование напряжения и расслабления способствуют развитию мышечной силы, создают благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы: усиливается приток крови к работающим мышцам, увеличивается их объем, возрастает сила и выносливость сердечной мышцы, реже становится ритм сердечных сокращений, что приводит к более экономичной работе сердца.

Передвижения на лыжах благотворно воздействуют на центральную нервную систему, корригируя двигательные координации через импульсы, поступающие от периферических отделов зрительного, вестибулярного анализаторов. Это дает возможность лыжнику точно приспосабливать свои движения к рельефу местности и скорости, быстро заменяя одни динамические стереотипы на другие. При крутых спусках велика роль периферического зрения. Поле зрения лыжников обычно увеличено в результате повышения возбудимости периферических элементов сетчатки.

Значительная скорость при спусках с гор, резкие повороты и торможения требуют высокой чувствительности вестибулярного аппарата, а также его значительной функциональной устойчивости. Возбудимость вестибулярного аппарата обеспечивает своевременные реакции, способствующие перераспределению мышечного тонуса и сохранению правильного положения тела в пространстве. Такие разносторонние воздействия делают занятия лыжами весьма эффективными.

Педагоги

Толкачева Наталья Александровна

Содержание программы

3.2.Содержание учебно-тематического плана.

3.2.1. Организационно- методические указания к проведению учебно-тренировочных занятий.

  Теоретические занятия проводятся в форме бесед и лекций с демонстрацией наглядных пособий и показом учебных фильмов. Следует давать задания по самостоятельному чтению популярной и специальной литературы, периодически заслушивая сообщения учащихся в виде краткой информации. Практические занятия проводятся в форме учебно-тренировочных занятий . Педагог обязан тщательно готовиться к занятиям, следить за состоянием и подготовкой мест занятий, оборудования и инвентаря, за одеждой и обувью занимающихся, учитывать условия погоды, температуру воздуха, состояние грунта, не допускать переохлаждения или перегревания занимающихся, учитывать индивидуальные особенности детей. Для того чтобы обучение было воспитывающим, необходимо обеспечить соответствующее содержание учебного материала, правильную методику и организацию учебно-тренировочного процесса. На основе  принципов обучения ( сознательность, активность, наглядность, систематичность, системность, последовательность, безопасность, прочность) прививаются необходимые знания, умения двигательные навыки и развиваются физические качества: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Воспитание у обучающихся необходимых морально-волевых качеств: воля, смелость, решительность, настойчивость, стойкость и др. В арсенале используемых упражнений у начинающих спортсменов значительное место должны занимать естественные движения, а так же упражнения на укрепление и развитие подвижности связочно-суставного и мышечного аппарата, выполняемые широкой амплитудой без излишнего напряжения. Не допускать повышенных физических нагрузок,       ( приложение№1) путем контроля за состоянием занимающихся.

 

3.2.2Теоретическая подготовка.

  На спортивно-оздоровительном этапе основными методами подготовки являются: беседы, демонстрация простейших наглядных пособий ( плакатов, стендов), просмотр учебных кинофильмов и видеофильмов.

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда

Цели и задачи программы. Правила поведения и техники безопасности на занятиях в спортивном зале и на улице. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена

3.2.3Практическая подготовка.

На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники и выполнение контрольных нормативов.

Задачи на этапе подготовки:

- укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям;

- разносторонняя физическая подготовленность;

- овладение основами техники выполнения упражнений;

- воспитание устойчивой психики

А) Общая физическая подготовка.

Одной из главнейших частей подготовки является физическая подготовка, направленная на развитие и воспитание основных двигательных качеств обучающегося.

Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм.

Практика:2.1 Строевые упражнения

Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи под руку», «Лыжи к ноге», «На лыжи становись».

2.2. Общеразвивающие упражнения

2.2.1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса;

2.2.2. Упражнения для развития мышц туловища;

2.2.3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;

2.2.4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.

2.2.5. Упражнения в равновесии;

2.2.6. Легкоатлетические упражнения.

2.2.7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:

-      

Результат программы

- сохранность контингента;

  - рост уровня развития физических качеств;

  - освоение основных приемов и навыков передвижения и лыжных ходов;

  - приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни.

  В конце обучения в спортивно-оздоровительных группах, обучающиеся должны достигнуть следующего уровня физической культуры.

  Знать: правила поведения на занятиях в зале и на лыжной трассе, технику безопасности; гигиенические правила при выполнении упражнений, гигиену спортсмена, самоконтроль; историю возникновения лыжного спорта, понятие о лыжных гонках, как о виде спорта, правила соревнований по лыжным гонкам; влияние физической нагрузки на организм занимающихся, понятие о правильном дыхании, осанке; двигательном режиме дня.

  Уметь: самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, основные культурно-гигиенические навыки, адаптироваться, соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и педагогу во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнении других заданий.

  Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей.

Основной показатель результативности образовательной программы – выполнение в конце обучения, программных требований по подготовленности занимающихся.

  Спортивная деятельность: осуществлять соревновательную деятельность по виду спорта – лыжные гонки, участвовать в легкоатлетических кроссах, соревнований по ОФП, участие в массовых спортивных мероприятиях, во внутришкольных соревнованиях.

Особые условия проведения

  Отличительной особенностью программы является:

  - больший акцент направлен на начальную подготовку детей, в основном

младшего школьного возраста, начинающих с «нуля»;

  - возможность заниматься лыжной подготовкой с любого возраста;

  - формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня

подготовки.

Материально-техническая база

Для осуществления учебно-тренировочного процесса необходимо наличие оборудования, инвентаря

- спортивный зал;

 - тренажерный зал;

 - лыжная площадка;

 - лыжная трасса;

лыжи,палки,ботинки