Введение в неврологию

   Программа даёт возможность приобретения  профессиональных навыков в области неврологии и предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.  Во время курса обучающиеся познакомится с теоретическими основами анатомии и функционирования нервной системы человека в норме и патологии. Обучающиеся узнают об основах научного метода и его места в современном мире. Также учащиеся приобретут практические навыки работы с современными методами исследования нервной системы, проведут исследования с измерением динамических изменений мозговой активности мозга человека. По итогам прохождения обучающего курса обучающиеся подготовят проекты и освоят навыки их публичного представления.

преподаватели

Григорьев Дмитрий Алексеевич - педагог дополнительного образования ЦВПОД «Вега»

Содержание программы

Модуль 1. Общая неврология (23 часа)

 История неврологии. Произвольные движения и их расстройства. Изучение понятия произвольные движения, пирамидных путей и нарушений их целостности. Оценка мышечного тонуса. Знакомство с оборудованием для изучения мышечного тонуса.

Практика Обучение работе с оборудование, знакомство с мануальными и инструментальными методами измерения мышечного тонуса.

Экстрапирамидная система и симптомы её поражения. Изучение центров экстрапирамидной системы, уровнях регуляции и их функций. Координация движений и её расстройства. Изучение понятия атаксия и головокружение, классификация атаксий и способы их изучения, изучение центров координации.  Чувствительность и её расстройства. Изучение понятия ощущение, гипостезии, гиперстезии, анастезии, парастезии. Уровни поражения чувствительности, области чувствительной иннервации.  Симптомы и синдромы поражения спинного мозга.  Знакомство с понятием симптом и синдром, повторение анатомии спинного мозга, механизмы повреждения и уровни поражения.  Неврологический осмотр. 

Практика.  Знакомство с порядком проведения неврологического осмотра и неврологическими инструментами, получение практических навыков проведения осмотра.

Модуль 2. Нейроинфекции (18 часов)

 Учение об инфекции. Изучение истории появления понятия инфекция, основных признаков инфекции, вклад отечественных учёных в изучение инфекций. Биология возбудителей нейроинфекций. Изучение биологии основных возбудителей инфекций (бактерии, вирусы, простейшие, грибы), строение клеточной стенки, понятий взаимодействия антигенов и антител.

Практика  Просмотр гистологических препаратов с органами, пораженными нейроинфекциями.

Острые нейроинфекции. Изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики основных возбудителей острых нейроинфекций.  Хронические нейроинфекции. Изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики основных возбудителей хронических нейроинфекций. Особые нейроинфекции. Изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики основных возбудителей особых нейроинфекций.  Методы исследования и ограничения нейроинфекций.

Практика  Знакомство с устройством инфекционной больницы, знакомство с способами ограничения инфекции, проведения карантинных мероприятий, индивидуальной защиты.

Модуль 3. Частная неврология ч. 1 (21 час)

Сосудистые заболевания головного и спинного мозга. Изучения понятий острое и хронические нарушений мозгового кровообращения, инсульт, способы выявления и первой помощи, старческие изменения мозгового кровообращения. Заболевания периферической нервной системы. Изучение воспалительных, травматических и иммунных поражений периферической нервной системы

Практика  Изображение зон иннервации спинномозговых нервов.

Вертеброгенные неврологические нарушения. Изучение дегенеративных изменений позвоночника, способов диагностики повреждений корешков спинного мозга и спинномозговых нервов. Экстрапирамидные заболевания ЦНС. Знакомство с болезнью Паркинсона, хореей Гентингтона.

Практика Практическое определение различий болезни и синдрома, решение клинических задач.

 Современные методы нейровизуализации нервной системы.  Знакомство с современными методами нейровизуализации мозга человека (ЭхоЭГ, ЭЭГ, КТ, МРТ и т.д.) и их применением в неврологии. Рассеянный склероз. Изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики рассеянного склероза.

Практика  Решение клинических задач.

 Практика по определению уровня поражения спинного мозга.

Практика Освоение практических навыков для определения уровня поражения спинного мозга, решение клинических задач.

Модуль 4. Частная неврология ч. 2 (30 часов)

 Пароксизмальные расстройства сознания - эпилепсия. Изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики эпилепсии и судорожных припадков.  Пароксизмальные расстройства сознания - обморок. Изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики обморочных состояний.

Практика Знакомство с первой помощью при обморочных состояниях.

Головные и лицевые боли. Изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики мигрени, боли напряжения, кластерной головной боли, болей в области лица. Нервно-мышечные заболевания.  Изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики нервно-мышечных заболеваний. Нейродегенеративные заболевания. Изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний.

Практика  Освоение навыков неврологической оценки высших когнитивных функций.

Исследование эпиактивности на ЭЭГ. Знакомство с характерными изменениями на ЭЭГ при эпилептических припадках.

Практика  Освоение навыков анализа записей ЭЭГ с эпиактивностью.

 Факоматозы. Изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики факоматозов.

Практика Решение клинических задач.

Опухоли нервной системы. Знакомство с канцерогенезом, различиями доброкачественных и злокачественных опухолей, опухолями нервной системы. Черепная и спинальная травмы. Изучения понятия травма, механизмов травмы, клиники и диагностики черепных и спинальных травм. Клинические методы исследований в неврологии.

Практика Освоение навыков клинических исследований в неврологии.

Параклинические методы исследований в неврологии.

Практика Освоение навыков параклинических исследований в неврологии.

Модуль 5. Работа над проектами (16 часов)

 Выбор темы проекта, начало работы. Знакомство с проектной деятельностью, распределение по группам для проектов, распределение ролей.

Практика Построение структуры проекта, сбор информации.

Практическая работа над проектами. Обратная связь по проделанной работе.

Практика  Проведение экспериментальной части проекта.

Обработка результатов. Знакомство с методами статистики.

Практика  Статистическая обработка экспериментальных данных.

Презентация проектов. Презентация проектов, обсуждение результатов, подведение итогов.

 

Цели программы

Познакомить обучающихся с практическими и теоретическими основами неврологии.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы «Введение в неврологию»:

Личностные результаты:

- ответственное отношение к выполнению заданий и стремление к получению результата;

- навык самостоятельного решения задач;

- умение работать в команде при решении задач.

Метапредметные результаты: программа направлена на развитие мышления учащихся. На занятиях выполняются задания, развивающие творчество учащихся, умение анализировать, систематизировать информацию. Учащиеся приобретают базовые навыки работы в научно-исследовательской лаборатории. 

Предметные результаты:

- представлять полученную информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- формулировать гипотезы на основании предложенной информации и предлагать варианты проверки гипотез;

- понимать, описывать и применять на практике взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

- использовать основные методы научного познания в учебных исследованиях

Особые условия проведения

Программа предназначена для высокомотивированных, проявляющих интерес или способности школьников 13-17 лет, имеющих опыт участия в конкурсах, профильных сменах, конференциях и других активностях биологического направления.  Зачисление обучающихся на образовательную программу осуществляется после успешного прохождения тестирования и представивших документы, подтверждающие статус участников указанных мероприятий.

 

Материально-техническая база

- компьютеры;

- проектор;

- необходимое оборудование для считывания потенциалов с поверхности кожи;

- необходимое оборудование для измерения мозговой активности коры больших полушарий;

- общелабораторное оборудование;

- микроскоп.

Стоимость

Бюджет