Как работает головной мозг: введение в нейрофизиологию

Программа дает возможность школьникам более глубоко познакомиться с нормальной физиологией головного мозга, подробнее узнать о его строении и функциях, разобраться в работе мозга на практических заданиях.

Содержание программы направлено на формирование у детей научно-биологических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире.

В содержание курса входят практические и теоретические основы нейроанатомии и нейрофизиологии, интерактивная работа с моделями головного мозга, групповая работа с использованием электроэнцефалографии и другие формы обучения.

преподаватели

Иванова Дарья Алексеевна- студентка 3 курса  ФГБОУ ВО Амурская ГМА

Расписание

 

 

Содержание программы

1. Вводное занятие

2. Строение центральной нервной системы

 Интерактивная работа с моделями головного мозга

3. Условные и безусловные рефлексы

 Изучение моторных безусловных рефлексов

4. Строение зрительного анализатора

 Определение остроты зрения, особенностей зрительного восприятия

5. Строение слухового и вестибулярного анализаторов

 Определение остроты слуха, выполнение упражнений для оценки работы органов равновесия

6. Строение вкусового и обонятельного анализаторов

 Определение состояния вкусового и обонятельного анализатора

7. Функциональная асимметрия мозга

Групповая работа с использованием электроэнцефалографии  для определения функциональной асимметрии мозга 

8. Современные методы исследования функций головного мозга

 Групповая работа с использованием электроэнцефалографии

9. Моторные функции

 Интерактивная работа с моделями головного мозга, выполнение групповой работы с упражнениями для оценки моторных функций 

10. Болевая чувствительность

 Интерактивная работа с моделями головного мозга, выполнение групповой работы с упражнениями для оценки болевого порога

11. Зеркальные нейроны

 Выполнение групповой работы по определению активности зеркальных нейронов

12. Типологические особенности высшей нервной деятельности и личности

 Тестирование учащихся для определения типа личности, обсуждение результатов и впечатлений

13. Эмоции

 Определение уровня эмоционального интеллекта, изучение и выполнение упражнений, направленных на повышение уровня эмоционального интеллекта

14. Память

 Выполнение упражнений для улучшения работы памяти 

15. Внимание

 Выполнение упражнений для улучшения состояния памяти 

16. Обучение как процесс

 Изучение новых методик, улучшающих ассоциативное мышление

17. Интеллект

 Выполнение упражнений для отработки интеллекта

18. Сознание и осознанность

 Групповое выполнение упражнений, повышающих уровень осознанности у учащихся

19. Речь

 Групповая работа с выполнением упражнений для развития ораторских навыков

20. Стресс

 Групповая работа  с определением уровня стресса у учащихся, обучение дыхательным техникам, снижающим уровень стресса.

21. Роль питания, спорта и сна на работу головного мозга

 Групповое обсуждение принципов питания, состояния сна и физической активности, выполнение техник, направленных на уменьшение уровня стресса у учащихся

Цели программы

Формирование научного мировоззрения, опыта научно-исследовательской деятельности у обучающихся.

Результат программы

Учащийся будет уметь:

- различать структуры головного мозга;

- понимать функции центральной нервной системы и ее отделов;

- использовать методики и упражнения по улучшению памяти, внимания, сна, эмоционального интеллекта; по повышению стрессоустойчивости.

Учащийся будет знать:

- структурные элементы центральной нервной системы;

- основные функции отделов головного мозга;

- практические инструменты для повышения эффективности обучения, запоминания.

Особые условия проведения

Программа предназначена для высокомотивированных, проявляющих интерес или способности школьников 13-17 лет, имеющих опыт участия в конкурсах, профильных сменах, конференциях и других активностях биологического направления. Зачисление обучающихся на образовательную программу осуществляется после успешного прохождения тестирования и представивших документы, подтверждающие статус участников указанных мероприятий

Материально-техническая база

Материальное обеспечение программы:

- аудитория для проведения занятий;

- необходимое оборудование для считывания потенциалов с поверхности кожи;

- необходимое оборудование для измерения мозговой активности коры больших полушарий;

- общелабораторное оборудование;

- микроскоп;

- персональные компьютеры;

- мультимедийный проектор;

- лаборатория с доступом в сеть Интернет.

Стоимость

Бюджет