Учимся работать с текстом

обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха. В соответствии с принципами данной методики большое место на занятиях занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт. Ведь неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка».

преподаватели

Отрутько Татьяна Александровна

Содержание программы

Входной тест «Старый пень» (2 ч)

Чтение текста. Выполнение заданий к тексту.

Комплексная работа с текстом «Всюду известный»» (5 ч)

Чтение текста перед выполнением заданий каждого блока. Выполнение заданий по литературному чтению. Выполнение заданий по русскому языку. Выполнение заданий по математике. Выполнение заданий по окружающему миру. Анализ выполненных заданий, самоконтроль, самооценка. Оценивание работы. Заполнение оценочной таблицы.

Комплексная работа с текстом «Кто как зимует» (5 ч)

Чтение текста перед выполнением заданий каждого блока. Выполнение заданий по литературному чтению. Выполнение заданий по русскому языку. Выполнение заданий по математике. Выполнение заданий по окружающему миру. Анализ выполненных заданий, самоконтроль, самооценка. Оценивание работы. Заполнение оценочной таблицы.

Комплексная работа с текстом «Мой любимый праздник» (5 ч)

Чтение текста перед выполнением заданий каждого блока. Выполнение заданий по литературному чтению. Выполнение заданий по русскому языку. Выполнение заданий по математике. Выполнение заданий по окружающему миру. Анализ выполненных заданий, самоконтроль, самооценка. Оценивание работы. Заполнение оценочной таблицы.

Комплексная работа с текстом «Коньки купили не напрасно» (5 ч)

Чтение текста перед выполнением заданий каждого блока. Выполнение заданий по литературному чтению. Выполнение заданий по русскому языку. Выполнение заданий по математике. Выполнение заданий по окружающему миру. Анализ выполненных заданий, самоконтроль, самооценка. Оценивание работы. Заполнение оценочной таблицы.

Комплексная работа с текстом «Каждому из нас нужна пара зорких глаз» (5 ч)

Чтение текста перед выполнением заданий каждого блока. Выполнение заданий по литературному чтению. Выполнение заданий по русскому языку. Выполнение заданий по математике. Выполнение заданий по окружающему миру. Анализ выполненных заданий, самоконтроль, самооценка. Оценивание работы. Заполнение оценочной таблицы.

Комплексная работа с текстом «В театре» (5 ч)

Чтение текста перед выполнением заданий каждого блока. Выполнение заданий по литературному чтению. Выполнение заданий по русскому языку. Выполнение заданий по математике. Выполнение заданий по окружающему миру. Анализ выполненных заданий, самоконтроль, самооценка. Оценивание работы. Заполнение оценочной таблицы.

Итоговый тест «Замечательные дома» (2 ч)

Чтение текста. Выполнение заданий к тексту.

Цели программы

Цель данного курса: интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом.

Результат программы

Планируемые результаты освоения курса

У третьеклассника будут формироваться:

Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;

- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков;

-- осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

- эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе;

- основы экологической культуры, бережное отношение к природе;

- установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

- действовать по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия:

- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;

- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;

- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;

- декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.