Программа дает представление о целостности профессиональной деятельности, помогает осознать себя в роли педагога, оценить свои способности, степень готовности к учебно-воспитательной работе, стимулирует формирование профессионально значимых качеств, готовит к разработке собственного стиля работы, вводит в режим проектирования будущей педагогической деятельности.
Одной из задач образовательного процесса данной программы, является актуализация процесса профессионального самоопределения старшеклассников за счет организации специальной деятельности, включающей получение знаний о собственной личности (о своих способностях, умениях, интересах, ограничениях и преимуществах), о педагогической профессии, в том числе о требованиях, которые она предъявляет к человеку и их соотнесение в процессе профессиональных проб.
преподаватели
Семёнова Наталья Викторовна - учитель
Содержание программы
Содержание тем (разделов)
10 класс
(1 год обучения)
Тема: Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития (4 ч.)
Тема: Личность как объект самопознания и саморазвития (6 ч.)
Тема: Школы и педагогические идеи в различные эпохи (6 ч.)
Тема: Индивидуально-типологический мир личности (6 ч.)
Тема: Педагогика в ленте времени (6 ч.)
Тема: Основные педагогические понятия (6 ч.)
Тема: Творческий и эмоциональный мир личности (8 ч.)
Тема: Возрастные особенности личности ( 6 ч.)
Тема: Ценностно-смысловой мир личности. Самопрезентация личности (8 ч.)
Тема: Педагогическая деятельность и личность педагога (8 ч.)
Тема: Профессионально-педагогическое общение (6 ч.)
11 класс
(2 год обучения)
Тема: Мир человеческого общения (6 ч.)
Тема: Человек в конфликте (6 ч.)
Тема: Положение человека в группе. Взаимодействие в группе (6 ч.)
Тема: Жизненная перспектива личности (6 ч.)
Тема: Профессионально-значимые качества в структуре личности будущего педагога (6 ч.)
Тема: Планирование профессионально-образовательного маршрута (6 ч.)
Тема: Авторитет личности воспитателя (8 ч.)
Тема: Воспитание в современной школе (6 ч.)
Тема: Идеальный учитель (8 ч.)
Тема: Мастерство педагога ( 8 ч.)
Тема: Ступени профессионального роста (4 ч.)
Педагогическая практика
10 класс
Вожатый в пришкольном лагере: Изучение опыта организации воспитательной работы в пришкольном лагере. Участие в проводимых общелагерных мероприятиях. Изучение временного детского коллектива (отряда). Планирование воспитательной работы в отряде. Организация и проведение воспитательного мероприятия/дела. Анализ результатов педагогической деятельности.
11 класс
Помощник классного руководителя: Наблюдение и анализ существующей модели организации воспитательной работы в классе. Изучение классного коллектива. Планирование внеурочной воспитательной работы в классе. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия/дела в классе. Анализ результатов педагогической деятельности в роли помощника классного руководителя.
Цели программы
формирование и закрепление положительной мотивации старшеклассников к профессиональной педагогической деятельности, помощь в самоопределении и осознании соответствия профессионального выбора педагогической профессии личным особенностям.
Результат программы
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия соответствующих модулей программы;
- основы педагогического взаимодействия;
- логику построения целостного педагогического процесса;
- специфику системы образования и педагогической деятельности;
- требования, предъявляемые к личности педагога;
- основные понятия, составляющие содержание личности, общения, профессионального самоопределения;
- общие характеристики возрастных этапов развития человека;
Уметь:
- актуализировать полученные знания и представления о себе как субъекте педагогической деятельности и о профессии;
- соотносить самонаблюдение с данными исследований и намечать пути развития необходимых психологических качеств;
- применять психологические методы и интерпретировать результаты в практических и исследовательских целях;
- сопоставлять требования профессии со своими индивидуальными особенностями;
- анализировать, сопоставлять основные понятия педагогической науки;
- анализировать свою деятельность;
- работать с педагогической литературой;
- организовывать жизнь и деятельность детей;
- решать проблемные педагогические ситуации, делать правильный выбор в общении;
- осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю.
Владеть:
- способами самопознания и саморазвития;
- способами решения конфликтных ситуаций, обеспечения эффективности своей деятельности;
- способами планирования профессионально-образовательного маршрута.
В целом, результатом обучения по программе «Основы педагогики и психологии» в педагогическом классе можно будет считать осознанный выбор профессионального учебного заведения педагогического профиля, профессии учителя.
Особые условия проведения
Навыки, необходимые для обучения:
- уметь работать с основными категориями и понятиями соответствующих модулей программы;
- уметь анализировать свою деятельность;
- уметь работать с педагогической литературой;
- уметь организовывать себя и других;
- быть готовым к практической работе с детьми;
- обладать культурой поведения.
Материально-техническая база
Для проведения занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации используются аудитории, оснащённые учебной мебелью, аудиторной доской, компьютером с установленным лицензионным специализированным программным обеспечением, с выходом в электронно-библиотечную систему и электронную информационно-образовательную среду БГПУ, мультимедийными проекторами, экспозиционными экранами, учебно-наглядными пособиями (мультимедийные презентации).
Самостоятельная работа обучающихся организуется в аудиториях оснащенных компьютерной техникой с выходом в электронную информационно-образовательную среду вуза, в специализированных лабораториях по дисциплине, а также в залах доступа в локальную сеть БГПУ.
Лицензионное программное обеспечение: операционные системы семейства Windows, Linux; офисные программы Microsoft office.