Программа "Основы педагогики и психологии"

Программа дает представление о целостности профессиональной деятельности, помогает осознать себя в роли педагога, оценить свои способности, степень готовности к учебно-воспитательной работе, стимулирует формирование профессионально значимых качеств, готовит к разработке собственного стиля работы, вводит в режим проектирования будущей педагогической деятельности.

Одной из задач образовательного процесса данной программы, является актуализация процесса профессионального самоопределения старшеклассников за счет организации специальной деятельности, включающей получение знаний о собственной личности (о своих способностях, умениях, интересах, ограничениях и преимуществах), о педагогической профессии, в том числе о требованиях, которые она предъявляет к человеку и их соотнесение в процессе профессиональных проб.

преподаватели

Семёнова Наталья Викторовна - учитель

Содержание программы

Содержание тем (разделов)

10 класс

(1 год обучения)

Тема: Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития (4 ч.)

Тема: Личность как объект самопознания и саморазвития (6 ч.)

Тема: Школы и педагогические идеи в различные эпохи (6 ч.)

Тема: Индивидуально-типологический мир личности (6 ч.)

Тема: Педагогика в ленте времени (6 ч.)

Тема: Основные педагогические понятия (6 ч.)

Тема: Творческий и эмоциональный мир личности (8 ч.)

Тема: Возрастные особенности личности ( 6 ч.)

Тема: Ценностно-смысловой мир личности. Самопрезентация личности (8 ч.)

Тема: Педагогическая деятельность и личность педагога (8 ч.)

Тема: Профессионально-педагогическое общение (6 ч.)

11 класс

(2 год обучения)

Тема: Мир человеческого общения (6 ч.)

Тема: Человек в конфликте (6 ч.)

Тема: Положение человека в группе. Взаимодействие в группе (6 ч.)

Тема: Жизненная перспектива личности (6 ч.)

Тема: Профессионально-значимые качества в структуре личности будущего педагога (6 ч.)   

Тема: Планирование профессионально-образовательного маршрута (6 ч.)

Тема: Авторитет личности воспитателя (8 ч.)

Тема: Воспитание в современной школе (6 ч.) 

Тема: Идеальный учитель (8 ч.)

Тема: Мастерство педагога ( 8 ч.)

Тема: Ступени профессионального роста (4 ч.)

 

Педагогическая практика

10 класс

Вожатый в пришкольном лагере: Изучение опыта организации воспитательной работы в пришкольном лагере. Участие в проводимых общелагерных мероприятиях. Изучение временного детского коллектива (отряда). Планирование воспитательной работы в отряде. Организация и проведение воспитательного мероприятия/дела. Анализ результатов педагогической деятельности.

11 класс

Помощник классного руководителя: Наблюдение и анализ существующей модели организации воспитательной работы в классе. Изучение классного коллектива. Планирование внеурочной воспитательной работы в классе. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия/дела в классе. Анализ результатов педагогической деятельности в роли помощника классного руководителя.

Цели программы

формирование и закрепление положительной мотивации старшеклассников к профессиональной педагогической деятельности, помощь в самоопределении и осознании соответствия профессионального выбора педагогической профессии личным особенностям.

Результат программы

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия соответствующих модулей программы;
  • основы педагогического взаимодействия;
  • логику построения целостного педагогического процесса;
  • специфику системы образования и педагогической деятельности;
  • требования, предъявляемые к личности педагога;
  • основные понятия, составляющие содержание личности, общения, профессионального самоопределения;
  • общие характеристики возрастных этапов развития человека;

Уметь:

  • актуализировать полученные знания и представления о себе как субъекте педагогической деятельности и о профессии;
  • соотносить самонаблюдение с данными исследований и намечать пути развития необходимых психологических качеств;
  • применять психологические методы и интерпретировать результаты в практических и исследовательских целях;
  • сопоставлять требования профессии со своими индивидуальными особенностями;
  • анализировать, сопоставлять основные понятия педагогической науки;
  • анализировать свою деятельность;
  • работать с педагогической литературой;
  • организовывать жизнь и деятельность детей;
  • решать проблемные педагогические ситуации, делать правильный выбор в общении;
  • осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю.

Владеть:

  • способами самопознания и саморазвития;
  • способами решения конфликтных ситуаций, обеспечения эффективности своей деятельности;
  • способами планирования профессионально-образовательного маршрута.

В целом, результатом обучения по программе «Основы педагогики и психологии» в педагогическом классе можно будет считать осознанный выбор профессионального учебного заведения педагогического профиля, профессии учителя.

Особые условия проведения

Навыки, необходимые для обучения:

  • уметь работать с основными категориями и понятиями соответствующих модулей программы;
  • уметь анализировать свою деятельность;
  • уметь работать с педагогической литературой;
  • уметь организовывать себя и других;
  • быть готовым к практической работе с детьми;
  • обладать культурой поведения.

Материально-техническая база

Для проведения занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации используются аудитории, оснащённые учебной мебелью, аудиторной доской, компьютером с установленным лицензионным специализированным программным обеспечением, с выходом в электронно-библиотечную систему и электронную информационно-образовательную среду БГПУ, мультимедийными проекторами, экспозиционными экранами, учебно-наглядными пособиями (мультимедийные презентации).

Самостоятельная работа обучающихся организуется в аудиториях оснащенных компьютерной техникой с выходом в электронную информационно-образовательную среду вуза, в специализированных лабораториях по дисциплине, а также в залах доступа в локальную сеть БГПУ.

Лицензионное программное обеспечение: операционные системы семейства Windows, Linux; офисные программы Microsoft office.