Юный шахматист

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. 


Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление детей, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

Содержание программы

Правила игры:

  1. Доска и фигуры. Шахматная партия (1 час);
  2. Шахматная нотация (1 час);
  3. Пат. Ничья. Рокировка (1 час);
  4. Превращение пешки. Взятие на проходе (1 час).

Основы шахматной игры: 

  1. Три стадии шахматной игры (3 часа);
  2. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур (4 часа).

Разыгрывание дебюта:

  1. Открытые дебюты (4 часа);
  2. Закрытые дебюты (4 часа);
  3. Учебные партии (4 часа).

Различные виды преимущества:

  1. Материальное преимущество (1 час);
  2. Позиционное преимущество (1 час);
  3. Преимущество в развитии (1 час);
  4. Преимущество в пространстве (1 час);
  5. Слабые и сильные поля (1 час);
  6. Ослабление позиции короля (1 час).

Шахматные окончания:

  1. Пешечные окончания (1 час);
  2. Ферзь против пешки (1 час);
  3. Ладейные окончания (1 час);
  4. Закрепление пройденного (2 часа).

Итого: 36 часов

Цели программы

В направлении личностного развития: 

  • Сформировать представлений о шахматах;
  • Познакомить с историей шахмат;
  • Научить анализировать допущенные ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений наиболее оптимальное; 
  • Привить желание самостоятельно принимать решения и прогнозировать дальнейший ход событий.

В метапредметном направлении: 

  • Развить логическое мышление, внимательность, способность быстро запоминать;
  • Показать красоту логичности и образного мышления.


В предметном направлении:

  • Овладеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта, миттельшпиля и эндшпиля, необходимыми для целостной игры в шахматы в повседневной жизни.

Результат программы

Освоение основ и правил шахматной игры.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в учебном кабинете площадью не менее 30 кв. м.

Классы оснащены необходимой мебелью: столы, стулья по количеству обучающихся, рабочее место для педагога, флипчарт, шахматные поля, демонстрационная шахматная доска с фигурами.

Кабинет оснащен техническими средствами: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер для педагога, МФУ формата А4, соединение с Интернетом.

Кабинеты оснащены расходными материалами для проведения занятий: бумага формата А4,  карандаши, ластик, ручки, циркули, линейки, маркеры для доски, ножницы, др.