Шахматы

Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей. Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды.

Педагоги

Волобуева Татьяна Валерьевна

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. История происхождения шахмат

Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.

История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира

Тема 2. Первоначальные понятия Тактика.

Теория: Шахматная доска. Линии шахматной доски.       Название фигур. Начальная позиция. Ходы фигур. Взятие на проходе. Нападение. Защита. Значение короля. Шах. Способы защиты от шаха. Ценность фигур. Мат. Наиболее   характерные  комбинационные  возможности    различных фигур. Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжелофигурные комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

Практика: Поставить мат друг другу. Выполнить задания, используя компьютерные программы: «Шахматы в сказках», «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих». Самостоятельно найти решения в нескольких комбинациях, рассмотреть эти решения на демонстрационной доске. Выполняют задания, используя компьютерные программы:  «Шахматная  школа  для  начинающих»,  «Шахматная тактика»,

«Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов», «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи».

Тема 3. Стратегия.

Теория: Атака на короля. Методы атаки на короля, при односторонних, разносторонних рокировках, а также не рокировавшего короля. Открытая линия. Захват открытой линии тяжёлыми фигурами. Возможность  вторжения в лагерь противника. 7-я (2-я) горизонталь. Эффективность вторжения по открытым линиям на 7-ю (2-ю) горизонтали.

Тема 4. Эндшпиль.

Теория: Пешечные эндшпили. Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях. Резкий рост активности короля и ценности пешки в пешечных окончаниях.      Отдалённая      проходная.         Защищённая проходная. Рассматривается план выигрыша. Ладейные эндшпили: принципы игры, технические приёмы. Борьба ферзя против пешки. Трудности, возникающие при удалении короля сильнейшей стороны и нахождении пешки на предпоследней горизонтали.

Тема 5. Дебют.

Теория: Технология изучения дебюта. Рассматриваются партии дебютов. Раскрываются их идеи.

Тема 6. Блиц – турниры.

Практика: Провести турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.

Тема 7. Конкурс решения задач.

Практика: Провести конкурс решения задач. Поощрить победителей. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные задачи», «Шахматные комбинации».

Тема 8. Турниры.

Практика: Провести турниры внутри группы, включая «Шахматный турнир семейных команд». Участвуют в соревнованиях районных, городских, международных. Выполняют задания, используя компьютерную программу:

«Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов».

Тема 9. Анализ партий.

Практика: Провести анализ партий индивидуально, либо в присутствии всей группы с обсуждением ошибок.

Тема 10. Сеанс одновременной игры.

Практика: Провести сеанс одновременной игры. В начале и в конце учебного года.

Тема 11. Итоговое занятие.

Практика: Провести промежуточную аттестацию учащихся.

Определить дальнейшие планы.

 

Цели программы

развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Результат программы

Развивающие :

1. Развитие у учеников инициативы, логики, памяти, внимания, пространственного мышления, индивидуальности, самообладания,

самостоятельности, эстетического вкуса и понимания красоты шахматных этюдов и комбинаций.

2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству. 3.Развитие личностного потенциала.

4.Развитие коммуникативных навыков и качеств личности. 5.Формирование навыков здорового образа жизни.

6.Развитие качеств «сильной личности», уверенности в себе.

 

Воспитательные :

1. Воспитание общекультурных компетенций: умение применять на практике полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях, грамотно вести шахматную борьбу за доской.

2. Воспитание и развитие интереса учащихся к шахматам, к самостоятельной работе и творчеству.

3. Формирование высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России.

4. Формирование социально-нравственных и культурных ценностей человека. 5.Формирование устойчивой мотивации к занятиям шахматами и на участие в различных шахматных турнирах, соревнованиях района, города и области.

5. Пропаганда шахматного спорта.

6. Формирование навыка дисциплины, чувства коллективизма, ответственности.

Особые условия проведения

Программа предназначена для детей 11-17 лет, носит спортивный характер, доступен учащимся, имеющим спортивные разряды.