Кружок «Занимательная математика»

Рабочая программа по Формированию элементарных математических представлений направлена на достижение целей по формированию представлений, их упорядочивания, осмысления существующих закономерностей, связей и зависимостей в окружающем мире, через решение следующих задач:

•  закреплять представления о числах в пределах 10, с цифрами; совершенствовать счетные навыки;

•    представления об отношениях между последовательными числами в пределах первого десятка; способствовать пониманию закономерности построения числового ряда;

•     закреплять представления о параметрах величины и относительности признаков; способствовать овладению способами сравнения предметов по величине путем непосредственного соизмерения, опосредованного измерения, определения результатов измерения (Физическая культура, Социализация, Коммуникация);

•  Проводить классификацию и сериацию по выделенному признаку; конкретизировать

понимание отношения: часть - целое, равенство - неравенство (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

•  Расширять представление о форме и о геометрических фигурах, их особенностях и общих

свойствах; проводить классификацию по заданному признаку (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

•  Развивать элементарные пространственные представления, способствовать пониманию

относительности пространственных характеристик; совершенствовать определение положения собственного тела относительно других предметов, описания маршрутов движения (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

•  Расширять представления о времени, относительности временных характеристик

(Социализация, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы).

•  Расширить знания детей об особенностях природы севера.

•  Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и

закономерностях.

•  Знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи.

•  Подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по

месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы).

преподаватели

Иванникова Зоя Борисовна

Содержание программы

Октябрь
Диагностика
Повторение свойства предмета
Повторение геометрические фигуры
Сходство - различие
Свойство предметов

Ноябрь

Сравнение по размеру
Сравнение по количеству
Образование и употребление обобщающих понятий
Закрепление представлений о равенстве и неравенстве групп предметов.
Закрепление представлении о свойствах
Обозначение свойств предметов (символы)
Сравнение множеств, равно и не равно, больше и меньше
 Повторение (больше- меньше)

Сравнение количества( экспериментирование)
Декабрь
План (карта путешествий) 
Сравнение дискретных количеств (предметы которые можно пересчитать
 Измерение
 Единицы измерения
Измерение длины(практическое)
Объем. сравнение по объему
Измерение объема
Сложение

Январь
Сложение

Закрепление пройденного
Пространственные отношения: на, над, под
 Сложение.
 Пространственные отношения: слева,справа
 Сложение.
Взаимосвязь целого и части
Вычитание
Смысл действия вычитания.
 Пространственные отношения: между, посередине
«Один-много» 
Ориентация во  времени. Сутки
 
 

 

Цели программы

Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.

Результат программы

Овладевший необходимыми умениями и навыками: Сенсорная культура:

—   выполнять элементарные перцептивные (обследовательские) действия;

—   различать и находить сходство признаков предметов;

—   узнавать предметы по сочетанию свойств;

—   обобщать предметы по одному или нескольким признакам. Познавательно-исследовательская деятельность:

—   организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность;

—   участвовать в совместной познавательно-исследовательской деятельности;

—   выполнять поисковые действия, экспериментировать и видеть результат; Конструктивная деятельность:

—   использовать различные способы решения конструктивных задач на разном материале;

—   анализировать образцы, близкие к выполняемой конструкции; выполнять поисковые действия;

—   применять обобщённые способы действия и аналитические навыки в процессе конструирования из любого материала;

—   конструировать по замыслу с учётом особенностей материала и новых условий.

Формирование элементарных математических представлений:

—   выделять параметры величины протяжённых предметов;

—   использовать способы сравнения объектов по величине в практической деятельности с наглядным материалом;

—   оперировать числами и цифрами в пределах 5;

—   использовать счётные навыки;

—   устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел;

—   различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и их свойства (углы, стороны);

—   классифицировать предметы по заданному признаку;

—   определять расположение предметов относительно друг друга и направления движения от себя или из заданной точки;

—   использовать временные ориентировки в частях суток, днях недели, временах года, определять их последовательность.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

—   использовать в различных видах деятельности представления о предметах ближайшего окружения и о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственного восприятия;

—   устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на представления о ближайшем окружении;

Особые условия проведения

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

Использует рекомендованные взрослым способы в разных видах деятельности для овладения новым познавательным содержанием. Пытается самостоятельно применять пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий, преодолевать затруднения, добиваться задуманного результата.

Материально-техническая база

Материально - технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

1. Центр «Познания» в группе;

Технические средства обучения

1.     Магнитофон;

2.      CD и аудио материал

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по Формированию элементарных математических представлений, а именно:

•         На целенаправленное развитие восприятия цвета;

•         На восприятие формы;

•         На восприятие параметров величины;

•          На количество предметов;

•          На ориентировку в пространстве;

•          На развитие логического мышления;

•          На классификацию предметов по заданному признаку.

Наглядно - образный материал

1.     Наглядно - дидактический материал;

2.      Игровые атрибуты;

3.      «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);

4.       Стихи, загадки;