- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Психология
- Психология делового общения
Рекомендуем посмотреть
Психология делового общения
Курс «Психология делового общения» направлен на повышение психологической информированности, ориентирование обучающихся в психологической науке, а также на развитие навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
Теоретические знания и практические умения в области психологии общения позволят ученикам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
В программе курса «Психология делового общения» особое внимание уделяется активным формам работы. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволят ребятам получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога.
преподаватели
Соколова А.Н.-педагог-психолог
Содержание программы
Раздел 1. Основы психологии общения (5 часов)
1.1 Сущность общения. Виды, функции и структура общения. Средства коммуникации.
1.2 Понятие о вербальном и невербальном общении. Невербальные средства общения. Язык жестов и поз в коммуникации. Виды жестов, используемых в повседневной жизни. Важность анализа совокупности жестов. Мимические выражения эмоциональных состояний. Мимика и голос как экспрессивные составляющие общения. Экспрессия взгляда.
Коммуникативные барьеры в общении. Барьер темперамента. Барьер характера. Барьер манеры общения. Барьер отрицательных эмоций. Барьер речи. Преодоление коммуникативных барьеров.
Организация пространства и времени общения. Территории и зоны в общении. Место взаимодействия в структуре общения.
Формы взаимодействия в процессе общения. Формирование навыков социального взаимодействия
Сущность процесса восприятия одним человеком другого. Эффекты восприятия и оценки партнеров по общению (эффект ореола, эффект новизны, эффект первичности, стереотипизация).
Форма организации: лекция, практикум
Вид деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.
Раздел 2. Психология делового общения (7 часов)
2.1 Сущность делового общения и его специфические черты. Виды и формы делового общения.
2.2 Речевой этикет в деловом общении. Нормы делового общения. Личный тайм-менеджмент. Правила распределения времени между различными видами деятельности.
2.3 Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа. Создание имиджа – элемент психотехники оказания влияния на окружающих.
2.4 Психологические особенности публичного выступления. Секреты успешного публичного выступления. Собеседование при приеме на работу. Составление резюме.
Форма организации: лекция, дискуссия, ролевые игры, в гостях у имиджмейкера, практикум
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Раздел 3. Психология конфликта. (3 часа)
3.1.Понятие о конфликте. Структура конфликта. Классификация конфликтов.
3.2.Конструктивные и деструктивные функции конфликта. Стадии развития конфликта (предконфликтная ситуация, инцидент, конфликтное поведение, кульминация, разрешение конфликта, послеконфликтная стадия).
3.3.Личность в конфликте. Типы конфликтных личностей. Характеристика стилей поведения в конфликтной ситуации.
3.4.Формы завершения конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта. Способы и приёмы воздействия на поведение оппонента.
3.5.Последовательность оптимального разрешения конфликта. Алгоритм разрешения конфликта.
3.6.Методы психокоррекции конфликтного поведения. Предпосылки предупреждения конфликтов.
Форма организации: дискуссия, ролевые игры, тренинг
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение
Цели программы
повышение уровня психологической компетентности обучающихся в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.
Результат программы
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной компетентности в общении в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- умение использовать различные виды коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;
- способность применять психологические знания на практике, в процессе межличностного общения;
- конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в межличностном взаимодействии;
Метапредметные результаты:
- способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
- умение использовать различные способы вербальной и невербальной коммуникации;
- умение использовать в общении различные речевые средства;
- умение преодолевать барьеры в общении;
- умение конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров в общении;
- умение быть толерантным;
- способность к рефлексии и самосовершенствованию.
Предметные результаты (в результате прохождения данного курса учащиеся научатся):
- определять особенности природы эффективного общения;
- психологические причины возникновения проблем во время коммуникации; условия и меры по их предупреждению;
- выделять и объяснять существенные признаки коммуникации, конфликта;
- выявлять коммуникативные проблемы в сложных ситуациях;
- прогнозировать то или иное решение для улучшения качества общения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü наблюдения и оценки складывающейся ситуации общения; определения комфортных и дискомфортных условий коммуникации;
ü выражения своих потребностей и принятия потребности окружающих;
ü решения практических задач по выработке совместного решения.
Материально-техническая база
Учебный кабинет, компьютер, проектор, экран.
Список литературы для педагогов:
1. Андреева, Г. М. Психология социального познания М., 2004.
2. Атватер, И. Я Вас слушаю. - «Экономика»,1988. – 111 с.
3. Вердербер, Р., Вердербер К. Психология общения. – Спб. 2003
4. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.:, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
5. Ильин, Е.П. Психология общения – Спб. 2009.
6. Крижанская, Ю. С. Третьеков, В. П. Грамматика общения 1990
7. Поварнин, С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М.:ТЕРРА, 2009. - 192 с.
8. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам - Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. 265 с.
9. Рудякова, О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.
10. Семечкин, Н.И. Психология малых групп: учеб. пособие / Н. И. Семечкин. - Владивосток: изд-во Дальневосточного государственного университета, 2005. – 117 с.
11. Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследование: учеб. Пособие – Владивосток: изд. Дальневосточного университета, 2001. – 149с.
12. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб: Речь,2002. — 256 с.
13. Столяренко, Л.Д. Социальная психология – Ростов н/Д, 2009.
14. Трунов, Д.Г. Механизмы манипуляции и типы манипуляторов // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания: Материалы 4-й международной конференции РКА «Коммуникация-2008». М., 2008. С. 474-476.
15. Чалдини, Р. Психология влияния. 5-е изд. – Спб.: Питер, 2013. – 304 с.
16. Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб: Питер, 2011. – 160 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебник / И.И. Аминов. - М.: Юнити, 2018. - 270 c.
2. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
3. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. - М: Альфа-Пресс, 2007. - 456 с.
4. Коноваленко, М. Ю. Психология общения: учебник и практикум для СПО / М. Ю. Коноваленко. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 2-е изд., перераб. и доп. – 476с. – (Серия: Профессиональное образование)
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
6. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. -- М.: Экономика, 1993. -- С.398 с.
7. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология общения. Учебник для колледжей. М.: Феникс. 2020. 318 с.
8. Роудз Марк. «Как разговаривать с кем угодно». ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015
9. Смелкова З.С. Деловой человек. Культура речевого общения. Пособие и словарь-справочник. - М.: КУбК-а, 1997. - 192 с. С30-35.
10. Шиманская Виктория Коммуникация: Найди общий язык с кем угодно. Альпина Паблишер. 2020. 152 с. Серия 4К – навыки будущего.
Список литературы для родителей:
1. Бодалев А.А. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. М., 1999. - 398 с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 224 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2008.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так? »: АСТ, Астрель; М.:; 2008
5. Леонов Н. И. Л47 Психология делового общения: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 256 с. — (Серия «Библиотека психолога»).
6. Столяренко, Л.Д. Психология общения: учебник для колледжей / Л.Д. Столяренко. - РнД: Феникс, 2019. - 317 c.
7. Ягер Д. «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса». - М, Альпина, 2009. - 409 с.