Объединение «Кайшу. Основы китайской каллиграфии» (краткосрочная)

Актуальность данной программы обуславливается тем, что сегодня в международном сообществе наблюдается большой интерес к китайскому языку. Поэтому соответственно, что и китайская каллиграфия привлекает много внимания. Каллиграфия занимает важнейшее место в китайской культуре. Каллиграфия – это дисциплина, которая обучает сложным навыкам, требует детальных объяснений и большого количества упражнений. Конечная цель изучения каллиграфии заключается не в том, чтобы обучающиеся освоили, как можно больше знаний, а в том, чтобы иероглифы, написанные ими, были правильными и эстетичны.  При помощи уникальных линий иероглифов и правил их начертания она демонстрирует разнообразие графических знаков, приемов, способов письма и отражает китайский национальный характер.  

Педагоги

Гриднева Мария Викторовна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Что такое каллиграфия? Как держать кисть? Принадлежности. Стили китайской каллиграфии

Теория: знакомство с понятием «каллиграфия», история развития стилей написания иероглифов (стили «чжуаньшу», «лишу», «кайшу», «синшу», «цаошу), принадлежности для каллиграфии (кисть, тушь, бумага, тушечница).  

Практика: тренировка правильного положения кисти при письме, тренировка навыков распознавания различных стилей написания иероглифов. 

 2. Основные черты китайских иероглифов. Восемь видов черт

Теория: основные черты (точка, горизонтальная, вертикальная, откидная влево, откидная вправо, крюк, откидная сверху вниз, ломанная) и производные от этих черт.

Практика: отработка написания основных черт.

 3. Бишунь – последовательность черт. Структура иероглифа

Теория: основные правила написания иероглифов, приемы ведения кисти, основные правила структуры иероглифа, виды структуры.

Практика: отработка приемов ведения кисти, тренировка правил написания.

 4. Композиция

Теория: малая композиция (структура иероглифа), большая композиция (структура произведения), способы изучения каллиграфии (копирование и воспроизведение).  

Практика: отработка правильного расположения элементов иероглифа, тренировка написания иероглифов.  

 5. Черты и структура несоставных иероглифов

Практика: отработка правильного расположения элементов иероглифа, тренировка написания несоставных иероглифов. 

 

6. Черты и структура «слева и справа» и структура «слева, в середине, справа»

Практика: отработка правильного расположения элементов иероглифа, тренировка написания иероглифов согласно правилам написания. 

 7. Черты и структура «сверху вниз» и структура «сверху, в середине, снизу»

Практика: отработка правильного расположения элементов иероглифа, тренировка написания иероглифов согласно правилам написания. 

 8. Черты, полузамкнутая структура и замкнутая структура.  Черты и иероглифы со сложной структурой

Практика: отработка правильного расположения элементов иероглифа, тренировка написания иероглифов согласно правилам написания. 

Цели программы

Получение обучающимися начальных знаний о китайской каллиграфии языке, путем расширения страноведческого кругозора и формированием интереса к китайскому языку.

Результат программы

По окончанию освоения общеобразовательной общеразвивающей программы по дополнительному образованию «Кайшу. Основы китайской каллиграфии» у обучающихся будут достигнуты следующие результаты освоения программы:  

1) развиты умения, необходимые для написания китайских иероглифов;

2) сформированы знания о чертах китайских иероглифов и правил написания;

3) изучена история китайской каллиграфии, традиционными инструментами; особенностями и основными приемами стилей; 

4) усвоены знания о особенностях и основных приемах каллиграфических стилей.

Особые условия проведения

Принцип набора в объединения свободный: принимаются все дети, желающие обучаться по данной программе. Группы формируются с учетом интересов и потребностей ребят.

Материально-техническая база

 

Материально-техническое обеспечение

1. Аудитория (кабинет).

2. Парты, стулья.

3. Компьютер, акустические колонки.

4. Принтер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Экспозиционный экран.

7. CD-проигрыватель.

8. Магнитно-маркерная доска, набор магнитов, набор цветных маркеров.

9. Кисточки, тушь, тушница.

10. Бумага для каллиграфии.

11. Стеллажи для хранения учебного и дидактического материала.

12. Аудиокассеты, CD, MP3.

13. Дидактические материалы (карточки с иероглифами, таблица ключей, настенная таблица, тематические плакаты).

14. Словари, справочники.

Информационное обеспечение

1. Видеофильмы, слайды, фотоматериалы.

2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.

3. Аудиозаписи и компакт-диски.