Психология делового общения

Курс «Психология делового общения» направлен на повышение психологической информированности, ориентирование обучающихся в психологической науке, а также на развитие навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Теоретические знания и практические умения в области психологии общения позволят ученикам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.

В программе курса «Психология делового общения» особое внимание уделяется активным формам работы. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание  ситуаций и ролевые игры позволят ребятам получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога.

преподаватели

Козуб Олеся Андреевна - педагог-психолог

Содержание программы

Раздел 1.  Основы психологии общения (5 часов)

1.1  Сущность общения. Виды, функции и структура общения. Средства коммуникации.

1.2 Понятие о вербальном и невербальном общении. Невербальные средства общения. Язык жестов и поз в коммуникации. Виды  жестов, используемых в повседневной жизни. Важность анализа совокупности жестов. Мимические выражения эмоциональных состояний. Мимика и голос как экспрессивные составляющие общения. Экспрессия взгляда. 

Коммуникативные барьеры в общении. Барьер темперамента. Барьер характера.  Барьер манеры общения.  Барьер отрицательных эмоций. Барьер речи. Преодоление коммуникативных барьеров.
Организация пространства и времени общения. Территории и зоны в общении. Место взаимодействия в структуре общения.
Формы взаимодействия в процессе общения. Формирование навыков социального взаимодействия 
Сущность процесса восприятия одним человеком другого. Эффекты восприятия и оценки партнеров по общению (эффект ореола, эффект новизны, эффект первичности, стереотипизация).
Форма организации: лекция, практикум

Вид деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.

 

Раздел 2. Психология делового общения (7 часов)

2.1  Сущность делового общения и его специфические черты. Виды и формы делового общения.

2.2  Речевой этикет в деловом общении. Нормы делового общения. Личный тайм-менеджмент. Правила распределения времени между различными видами деятельности.

2.3  Понятие об имидже. Составляющие имиджа. Коммуникативные функции имиджа. Создание имиджа – элемент психотехники оказания влияния на окружающих.

2.4  Психологические особенности публичного выступления. Секреты успешного публичного выступления. Собеседование при приеме на работу. Составление резюме.

Форма организации: лекция, дискуссия, ролевые игры, в гостях у имиджмейкера, практикум

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение,  познавательная.

 

Раздел 3. Психология  конфликта.  (3 часа)

3.1.Понятие о конфликте. Структура конфликта. Классификация конфликтов.

3.2.Конструктивные и деструктивные функции конфликта. Стадии развития конфликта (предконфликтная ситуация, инцидент, конфликтное поведение, кульминация, разрешение конфликта, послеконфликтная стадия).

3.3.Личность в конфликте. Типы конфликтных личностей. Характеристика стилей поведения в конфликтной ситуации.  

3.4.Формы завершения конфликта. Стратегии и способы выхода из конфликта. Способы и приёмы воздействия на поведение оппонента.

3.5.Последовательность оптимального разрешения конфликта. Алгоритм разрешения конфликта. 

3.6.Методы психокоррекции конфликтного поведения. Предпосылки предупреждения конфликтов. 

Форма организации: дискуссия, ролевые игры, тренинг

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение

Цели программы

повышение  уровня  психологической компетентности обучающихся в  коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития. 

Результат программы

Личностные результаты:

-        формирование коммуникативной компетентности в общении в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-        умение использовать различные виды коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;

-        способность применять психологические знания на практике, в процессе межличностного общения;

-        конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в межличностном взаимодействии;

 

Метапредметные результаты:

-        способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;

-        умение использовать различные способы вербальной и невербальной коммуникации;

-        умение использовать в общении различные речевые средства;

-        умение преодолевать барьеры в общении;

-        умение конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров в общении;

-        умение быть толерантным;

-        способность к рефлексии и самосовершенствованию.

 

Предметные результаты (в результате прохождения данного курса учащиеся научатся):

-        определять особенности природы эффективного общения;

-        психологические причины возникновения проблем во время коммуникации; условия и меры по их предупреждению;

-        выделять и объяснять существенные признаки коммуникации, конфликта;

-        выявлять коммуникативные проблемы в сложных ситуациях;

-        прогнозировать то или иное решение для улучшения качества общения;

-        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ü  наблюдения и оценки складывающейся ситуации общения; определения комфортных и дискомфортных условий коммуникации;

ü  выражения своих потребностей и принятия потребности окружающих;

ü  решения практических задач по выработке совместного решения.

Особые условия проведения

В программе курса «Психология делового общения» особое внимание уделяется активным формам работы. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание  ситуаций и ролевые игры позволят ребятам получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога.

Материально-техническая база

Компьютерный класс, автоматизированное рабочее место учителя