«Начальная медицинская подготовка» с элементами наставничества

В настоящее время актуальна и приоритетна проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. В условиях сегодняшних реалий подросткам необходимо владеть навыками оказания первой помощи, выявления острых и неотложных состояний, иметь представление о факторах, влияющих на здоровье и способах защиты от вредных воздействий. Программа ориентирует подростков на знания особенностей анатомии и физиологии человека, на формирование умений и навыков оказания самопомощи, взаимопомощи и первой помощи людям, пострадавшим и попавшим в критические ситуации. Обучение по Программе позволит оберегать здоровье подростков, поднимать статус физической культуры и здорового образа жизни (без вредных привычек), развивать желание оказывать помощь, облегчать боль и страдания людей.

Педагоги

Дюльдина Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Ведение. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи.

Теоретическое занятие по теме 1.

Понятие «первая помощь». Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию.

Современные наборы средств и устройств, использующиеся для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам и др.) Основные компоненты, их назначение.

 

Тема 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения.

Теоретическое занятие по теме 2.

Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего.

Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий. Показания к прекращению СЛР. Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР.

 

Практическое занятие по теме 2.

 

Отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб.

Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания.

Отработка приёмов давления руками на грудину пострадавшего. 

 

Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.

 Тема 3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах.

Теоретическое занятие по теме 3.

Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего.

Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря». Признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного). Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки.

Оказание первой помощи при носовом кровотечении.

Травмы головы. Оказание первой помощи. Особенности ранений волосистой части головы. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа.

Травмы груди, оказание первой помощи. Основные проявления травмы груди, особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки. Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом.

Травмы живота и таза, основные проявления. Оказание первой помощи.

Травмы конечностей, оказание первой помощи. Понятие «иммобилизация». Способы иммобилизации при травме конечностей.

Травмы позвоночника. Оказание первой помощи.

Практическое занятие по теме 3.

Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки.

Отработка приемов наложения повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей.

Отработка приёмов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий).

Отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника.

 Тема 4. Оказание первой помощи при прочих состояниях.

Теоретическое занятие по теме 4.

Виды ожогов, их признаки. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, основные проявления. Оказание первой помощи.

Холодовая травма, ее виды. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи.

Отравления, пути попадания ядов в организм. Признаки острого отравления. Оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу.

Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела. Оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери.

Способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания.

Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.

Практическое занятие по теме 4.

Отработка приемов наложения повязок при ожогах различных областей тела. Применение местного охлаждения.

Отработка приемов наложения термоизолирующей повязки при отморожениях.

 

Отработка приемов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи. Отработка приемов переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника.

Отработка приемов оказания психологической поддержки пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях. Способы самопомощи в экстремальных ситуациях.

 Тема 5. Итоговый контроль.

Практическое занятие по теме 5.

Зачет в форме решения ситуационных задач с использованием наглядных пособий и условных пострадавших.

 

 

 

Цели программы

 Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, расширение знаний по биологии и медицине и использование этих знаний для оказания первой медицинской помощи.

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные:

-  у обучающихся будет сформировано позитивное, ценностное отношение к здоровью, культуре поведения;

- развиты  коммуникативные  качества,  умения слаженно и согласованно работать, взаимодействовать в группе;

Метапредметные:

- развиты умения и навыки сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации полученной информации;

- сформированы  умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Предметные:

- познакомятся с особенностями развитиями медицины как науки,  с профессией медицинского работника;

- узнают о   разнообразии физиологических и анатомических процессов в организме человека, влиянии на человека изменений в окружающей среде;

- будут сформированы  практические навыки по оказанию первой помощи;

- умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности.

Особые условия проведения

Для понимания физиологических и анатомических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации, имитации, наблюдения.

Материально-техническая база

Тренажер-манекен взрослого пострадавшего с контроллером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации
Тренажер-манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей
Расходный материал для тренажеров
Набор имитаторов травм и повреждений.

Аптечки первой помощи (автомобильная, для оказания первой помощи работникам)
Табельные средства для оказания первой помощи: устройства для проведения искусственного дыхания различных моделей, кровоостанавливающие жгуты, перевязочные средства.

Учебные пособия по первой помощи пострадавшим
Учебный фильм по первой помощи
Наглядные пособия (слайды, плакаты): способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, оптимальные положения и т.п.

Мультимедийный проектор
Экран для демонстрации учебных фильмов
Персональный компьютер (ноутбук)