Предшкольная пора

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания
подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения
им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
познания и освоения мира. В сфереэкономических и политическихпреобразований нашего
общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы
учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и
начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Актуальность образовательной программы предшкольной подготовки состоит в
решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы
разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям
школьной жизни.
Новизна образовательной программы предшкольной подготовки заключается в том, что
она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих
активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в
изменившуюся социальную среду.
Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной
логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня
психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами,
мотивационной готовности к школе.

преподаватели

Артёмова Анна Андреевна, педагог дополнительного образования, без категории. Стаж работы – 12 лет. Педагог обладает знаниями   различных методов,  форм,  приемов  и  средств организации  деятельности  учащихся  при  освоении  дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности.  Знает методы, приемы и  способы  формирования  благоприятного психологического  климата  и  обеспечения  условий  для  сотрудничества учащихся. Понимает мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы.

Расписание

понедельник-вторник с 15.00 до 15.30

Содержание программы

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый
ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к
школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии
развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и
себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся
родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем вы-
деление разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является
взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с
использованием разных средств обучения.
Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое
формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности
к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способно-
стей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями,
контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с
эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим ор-
ганизмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои
индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается
доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем
предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию
дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов
природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные
интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в
конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются
правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого
раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего
«Математики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уделяется
выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число,
последовательность, пространственные ориентировки и др.)
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и
умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание
уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных,
последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию
моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и
логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечи-
вающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к
«Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к
изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий,
изучаемых в начальной школе;
логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений,
составляющих основу формирования понятия числа;
символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря
ребенка,
связной
речи,
формирование
умений
составлять
описательный,повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной
подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки
ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения,
словесного творчества ребенка.
1 Программа предназначена для обучения детей с родным языком — русским, но она
может быть использована и для обучения детей на родном — нерусском языке.
Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие
графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв,
цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые
можно объединить в несколько блоков:
пространственная ориентировка;
умение анализировать форму предмета и изображения;
развитие воображения;
освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Раздел «Играем и фантазируем» направлен на развитие воображения, в значительной
степени способствующего успешности обучения ребенка в школе. Особое внимание
уделяется такому качеству воображения, как предвидение, сформированность которого
определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой,
художественной, трудовой и др.).

Цели программы

всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к
обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных
качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Результат программы

В результате реализации учебных курсов у дошкольников будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия как основа овладения навыками учебной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия:

определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);

в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке
учителя);

при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам
других людей;

понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его
поступки выглядят в глазах окружающих людей;

выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Регулятивные универсальные учебные действия
Дошкольник научиться:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

работать по предложенному учителем плану;

проговаривать последовательность действий на занятии;

высказывать
свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;

отличать верно выполненное задание от неверного.
Дошкольник получить возможность научиться:

совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
оценивать результаты своей работы.
Познавательные универсальные учебные действия:
Дошкольник научиться:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);

находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

сравнивать и группировать различные объекты(числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);

классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

делать выводы в результате совместной работы с учителем.
Дошкольник получит возможность научиться:

преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические
рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово,
предложение схемой, строить сообщение в устной форме).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Дошкольник научиться:
слушать и понимать речь других;

учиться ориентироваться на позицию других людей ,отличную от собственной,
уважать иную точку зрения;

учиться оформлять свои мысли в устной форме;

строить понятные для партнера высказывания;

уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

кабинет начальных классов, мультимедиа, ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска

Стоимость

финансирование по муниципальному заданию