Мой город детства…

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия географической, исторической, культурологической характеристики родного края, повышением интереса к своему краю, окружающей действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном городе и  крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у детей практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов компетенций и способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользо­вателя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Педагоги

Безверхая С.А., учитель истории МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенска»
Карманова О.А., учитель истории МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенска»
Рузайкина Т.В., учитель истории МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска»
Козлова А.А., учитель истории МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска»
Бойко Е.И., учитель истории МАОУ «Школа № 13 г. Благовещенска»
Домчук О. И., учитель географии МАОУ «Школа № 2 г. Благовещенска»
Катанюк О.Б., учитель истории МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенска»
Баранова Н.В., учитель биологии  МАОУ «Лицей  № 11 г. Благовещенска»
Асадова Е.А., учитель истории МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенска»
Сударская А.Н., учитель истории МАОУ «Школа № 14 г. Благовещенска»
Ткаченко А. В., учитель географии МАОУ «Лицей  № 6 г. Благовещенска»
Лысенко Е.А., учитель географии МАОУ «Школа № 28 г. Благовещенска»
Ошур М.А., учитель географии МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска»
Раков А.А., учитель географии МАОУ «Лицей  № 6 г. Благовещенска»
Азаренко О.С., учитель русского языка и литературы  МАОУ «Лицей  № 11 г. Благовещенска»
Костюнина Е.Ю., учитель географии МАОУ «Лицей  № 11 г. Благовещенска»;

Арнаутова Е.А., учитель географии МАОУ «Лицей  № 11 г. Благовещенска»
Голикова И.В., учитель истории МАОУ «Школа № 15 г. Благовещенска»

Содержание программы

Тема № 1 История основания Благовещенска

Теория: Исторические даты. История основания города Благовещенска.

Тема № 2 Н.Н. Муравьев – Амурский и Святитель Иннокентий – основатели Благовещенска

Теория: Граф  Н.Н. Муравьев – Амурский  жизнь и деятельность основателя города Благовещенска и Амурской области.  Святитель Иннокентий как Духовный наставник Амурской политике на рубеже веков.

Тема № 3,4 Улицы нашего города: история и современность. Часть 1,2

Теория: Названия площадей, улиц, переулков входит в среду нашего обитания. Названия даёт общество и, как все общественные явления, они обусловлены исторически. Продиктованы уровнем социально - экономического и культурного развития. Названия улиц - это исторические памятники, запечатлевшие в себе особенности жизни города, её конкретность: быт и традиции, занятия и мировоззрения живших здесь людей, их имена. Они позволяют заглянуть в историю города. Вы хотите заглянуть в историю города?

Тема № 5,6  Благовещенск юрского периода

Теория: Что происходило в доисторические времена на территории нашего города, области? До сих пор далеко не каждый житель Амурской области знает, что именно с нашего региона начались раскопки доисторических животных в России.

Тема № 7 Площадь им. В. И. Ленина в зеркале прошлого

Теория:  Центр города – площадь им. В.И. Ленина – историческая справка

Тема № 8 Дендрарий города Благовещенска

Теория: Знаете ли вы, что в нашем городе на площади Ленина находится дендрарий, в котором собраны деревья, произрастающие на всей территории Амурской области? Люди часто гуляют в сквере на площади, любуются прекрасными деревьями и не подозревают, что это не просто сквер.

Тема № 9,10 Путеводитель по Благовещенску. «Архитектурные памятники» (часть 1,2)

Теория: Достопримечательности города Благовещенска и исторические события связанные с различными уголками родного города

Тема № 11 Климат города Благовещенска

Теория: Основные понятия климат и погода с привязкой к родным местам. Объяснение основных параметров.

Тема № 12. Малые и большие реки Благовещенска. Хозяйственное использование рек и озёр. Антропогенное влияние на состояние рек

Теория:  Реки, на которых расположился город Благовещенск . Гидрологический режим и антропогенное влияние малых рек Приамурья.

Тема № 13. Островок природы: Первомайский парк (история, естественный дендрарий)

Теория: Это одно из самых старых общественных мест отдыха в городе: история и современность.

Тема № 14.  Красотою славится наша земля. Знакомство с флорой и фауной. Памятники природы.

Тема № 15.  Благовещенск в литературе, живописи и музыке

Теория: История и современность города  в творчестве

Тема № 16.  Топонимика нашего района. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Благовещенского района

Теория: Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Благовещенского района.

Цели программы

Создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.

Результат программы

1.      Предметные:

систематизация и расширение знаний обучающихся об истории родного края;

сохранение исторического наследия и исторической памяти;

развитие деятельности обучащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города;

развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края.

2.      Личностные:

воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;

формирование эстетического и художественного вкуса;

сохранение и развитие социально-экономических, культурных достижений и традиций благовещенцев.

3.      Метапредметные:

формирование у обучающихся целостного представления о городе, его истории, географических, культурных и иных объектах;

развитие образного мышления, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию;

развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности.

Материально-техническая база

Список  литературы для обучающихся:

1.     Мой Благовещенск: город во времени и судьбах: фотоальбом / ред.-сост. Н. П. Белый; текст О. К. Маслова. - Хабаровск : Приамурские ведомости, 2003. - 136 с. : цв.ил, фот.

2.     Город, в который хочется возвращаться: фотоальбом / ред. В. Лецик; фотосъемка, сост., макет, оформ.: С. Ладыгин; текст: А. Геут. - Благовещенск : Post Scriptum, 2003. - 200 с. : цв.ил, фот.

3.     Благословенный город, муз любимец : город, люди, кино: фотоальбом / автор проекта Г. Головченко; текст Е. Снегова; редактор-составитель Г. Головченко; фото Г. Головченко; стихи Н. Левченко. - Благовещенск : Изд. дом "Георгий Головченко" : ИПК "Приамурье", 2004. - 176 с. : цв. ил.

4.     Перелистывая улицы. Благовещенск - 150 лет : фотоальбом / [автор текста П. Гуров]. - Красноярск : Платина, 2006. - 60 с. : цв.ил.

5.     Благовещенск в двух тысячелетиях : век XII - век XX: век XX - век XXI: фотокнига / ред. С. Ф. Боженко [и др.] ; авт. проекта Н. Белый, Н. Горбачева; текст Н. Белый; худож. дизайн Н. Горбачева, И. Сасим. - Благовещенск : Амур, 2006. - 184 с. : цв.ил. - (Приамурье - опорный край Дальневосточной России).

6.     Привет из Благовещенска: исторический фотоальбом / автор сборника Е. Литус. - Благовещенск : Изд. Дом Литус, 2010. - 64 с. : цв.ил.

7.     Холодная М.А. Психология интеллекта и парадоксы его исследования. – Москва – Томск, 1996.