«Юный математик»

Настоящая программа кружка по математике для учащихся 5 классов создана на основе государственных образовательных  стандартов основного общего образования второго поколения. Программа кружка рассчитана на обучающихся, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Учащийся в 7 или 8 классе будет всерьез заниматься математикой,  если на предыдущих этапах он почувствовал, что  размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Актуальность  данного курса определяется тем, что учащихся расширяют представления   о математике, об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности, личностно-деятельный подход.Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся.

Математика - «наука наук». Математика – удобный,  даже универсальный,  инструмент описания мира. А прикладная математика, то есть математика практическая, ориентированная на конкретные актуальные цели и нужды, является не только средством познания, но также и средством воздействия на окружающий мир.

Современный этап развития общества характеризуется резким подъемом его информационной культуры, модернизацией общего образования, поэтому приоритет отдается вкладу математического образования в индивидуальное развитие личности. Развитие, прежде всего, в таких направлениях, как точность и ясность мысли, высокий уровень интеллекта, воля и целеустремленность в поисках и принятии решений, способность ориентироваться в новых ситуациях, стремление к применению полученных знаний, умение и желание постоянно учиться, творческая активность и самостоятельность.  

Математическое образование должно подчиняться общей цели: обеспечить усвоение системы математических умений и знаний, развивать логическое мышление и пространственное воображение, сформировать представление о прикладных возможностях математики, сообщить сведения об истории развития науки, выявлять образовательные склонности и предпочтения учащихся.

преподаватели

Дудунова Наталья Васильевна учитель математики 1 категории

Расписание

Вторник 

с 15:00 до 15:40

Содержание программы

 Вводное занятие (1 час)

   Дидактические игры и занимательные задачи

Устный счет. Свойства чисел (2 часа)

  Устные вычисления являются самым древним и простым способом вычислений. А это – одно из главных условий обучения математике. Освоение вычислительных навыков развивает память, мышление и помогает учащимся полноценно усваивать предметы физико-математического цикла.

Числовые ребусы. Головоломки.(2 часа)

 Арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми. Методы перебора и способы решения. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить.

Задачи-шутки. Отгадывание чисел. (3 часа)

Задачи разной сложности на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом». Угадывание задуманных и полученных в результате действий чисел. Решение задач с конца.

Задачи на размещение и разрезание. (5часов)

Задачи на разрезание фигур на одинаковые по форме части, перекраивание фигур с помощью одного, двух или нескольких разрезов. Задачи на распилы, соединение цепей. Закрашивание клеток в цвета при выполнении условий для соседних клеток.

Задачи со спичками (2 часа)

Перекладывание спичек для получения верного равенства, заданной фигуры, движения в обратную сторону. Например: «Из 6 спичек сложить 4 равносторонних треугольника». «Переложить одну из 7 спичек, изображающих число 7/10, записанное римскими цифрами, так, чтобы получившаяся дробь равнялась 2/3». 

 Четность, делимость чисел. (6 часов)

Сложение и вычитание чисел разной четности. Задачи и примеры на использование этих закономерностей. Задачи на делимость и четность чисел, на простые числа. Приемы удобного счета, например, чтобы четное двузначное число умножить на число, оканчивающееся на 5, следует применить закон: если один из множителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, то произведение не измениться..

8. Логические задачи. (6 часов)

   Чтобы развивать логическое мышление учащихся, их внимание, надо учить их находить           всевозможные способы решения задач и определять наиболее рациональные из них.

Задачи на отношения «больше», «меньше».

Переливание, взвешивание 4

Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения. 

Задачи на части и отношения. 5

Рассказать учащимся об истории  возникновения математических терминов и понятий дроби, обыкновенных и десятичных дробей. Показать картину известного русского художника Богданова-Бельского «Устный счет.

Задачи на проценты 7

     Рассказать учащимся историю появления процента. Проценты были известны индийцам еще в V веке. Введение процентов оказалось удобным для оценки содержания одного вещества в другом.  Существуют различные задачи на вычисления процентов и действия с процентами. 

 Круги Эйлера. 5

Применение кругов Эйлера для решения логических задач. Изображение условия задач в виде кругов Эйлера. Истинность высказываний и круги Эйлера. Например: «Три поросенка построили три домика из соломы, из прутьев и из камней.

Принцип Дирихле. 5

Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.

Его сиятельство «Граф». 5

Основные понятия, представление данных в виде графов. Задачи, решаемые с помощью графов. 

Геометрия вокруг нас. 3

     Пропедевтика геометрических знаний. Восприятие формы, величины, умение концентрировать внимание и воображение.

 

Цели программы

Цели

      - расширение и углубление знаний обучающихся по  математике,

    - привитие интереса  к математике,

- развитие математического кругозора, логического мышления,

      - воспитание настойчивости,инициативы,

       - развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.

 

Результат программы

у учащихся будут сформированы:

1)     умение ясно,  точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2)     умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1)     критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

2)креативность  мышления, инициатива, находчивость, активность  при  решении задач.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1)     формулировать и удерживать учебную задачу;

2)планировать пути достижения  целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

учащиеся получат  возможность научиться:

1)предвидеть возможности получения  конкретного  результата при решении задач;

2)прилагать волевые усилия и преодолевать трудности  и  препятствия на пути достижения  целей;

познавательные

обучающиеся  научатся:

1)осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

2)находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;

3) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

учащиеся получат возможность научится:

1)планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

2)выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

3) выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки;

коммуникативные

обучающиеся научатся:

1)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2)взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе,  находить общее решение и разрешать конфликты на  основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;

3)аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Учащиеся  получат  возможность научиться:

1)продуктивно разрешать конфликты на основе учета  интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2)оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся  научатся:

1)работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и  письменной речи,  применяя  математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;

2)выполнять  арифметические  преобразования, применять их для решения  математических задач;

3)самостоятельно приобретать и применять  знания в различных ситуациях при решении практических задач;

4)знать основные способы представления и анализа статистических данных;  уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

учащиеся получат возможность  научиться:1)применять изученные понятия,  результаты  и методы  при решении   задач, не  сводящихся к непосредственному  применению известных алгоритмов.

Особые условия проведения

возраст 12-13 лет

Материально-техническая база

Оборудование:

столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями,

стенды для демонстрации информационного, дидактического,

наглядного материала, выставочных образцов.

Стоимость

Бесплатно