"Ритмы детства"

Искусство танца развивает ребенка многосторонне и гармонично: воспитывает любовь к прекрасному, позволяет самовыразиться, проявить и продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает  уверенность в себе, формирует осанку,  красоту тела, придает грациозность в походке и движениям.  Многоплановость и многожанровость хореографического искусства (от «классики» до «модерна», от  сценических постановок до «уличных танцев») позволяет каждому ребёнку проявить свои способности и индивидуальность, и, вместе с тем, найти друзей по интересам, почувствовать себя частью слаженной,  «двигающейся в такт» группы. Несмотря на значительное число серьёзных профессиональных коллективов, существующих в учреждениях культуры, дополнительного образования, школьные танцевальные кружки, студии, ансамбли пользуются неизменной популярностью у детей и подростков. Близость к дому, «родные стены» школы, возможность посещать занятия с друзьями и одноклассниками, ориентация расписания занятий и репертуара на реалии школьной жизни, выступления на школьных праздниках перед родителями, друзьями, учителями – всё это зачастую становится решающим фактором в выборе детского объединения.

Отбор содержания данной программы основан на идеях И.Я. Лернера о развитии личного опыта учащихся в 4-х аспектах: освоении «готовых» знаний о хореографии, различных способов деятельности человека в танцевальном искусстве, развитии опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного опыта ребенка.

 Направленность программы  - художественно-эстетическая

 Уровень программы - базовый

Актуальность данной программы заключается в предоставлении ребёнку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии; в обеспечении потребностей школы в формировании общей культуры воспитанников, безопасной и продуктивной организации их свободного времени, создании самостоятельного творческого коллектива, презентации результатов его деятельности на различных уровнях (районном, городском, областном и др.)

Востребованность программы со стороны педагогов, воспитанников и их родителей в значительной степени определяется:

- интересом к классическим эталонам искусства, определяющим развитие современ­ной музыки, театра, танца;

- стремлением к самостоятельным пробам детей и подростков в освоении классических и современных направлений хореографии;

- поиском форм, способов, средств поддержки культуры здорового образа жизни под­растающего поколения, формирования ценностного отношения к физическому и психиче­скому здоровью человека.

отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих;

адресат программы –  Программа ориентирована на детей 10 – 11 лет, проявляющих интерес и способности к хореографии, искусству танца.

преподаватели

Першикова Алина Александровна

Содержание программы

1.3.         Содержание программы

а). Ритмико-гимнастические упражнения.

Задачи: Освоение основных  движений  под музыку  на 3/4, движений под музыку с двухдольным и четырехдольным размерами. Выражение хлопками и другими движениями сильных долей такта. Чередование бега и подскока, шага и приседаний, разных видов ходьбы в соответствии с изменениями в музыке. Выполнение общеразвивающих  движений под музыку, упражнений на равновесие, на формирование красивой осанки, на развитие ловкости.

б). Пластический тренинг.

Задачи: Дальнейшее совершенствование выполнения  пластического тренинга. Освоение техники релаксации.

в). Импровизация.

Задачи: Самостоятельный подбор свободных естественных движений под музыку различного характера на определенную тему. Освоение подражательных движений, игр под музыку.

Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» (8 часов)

Азбука природы музыкального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы (повороты, наклоны). Упражнения для корпуса (наклоны вперёд, назад, в сторону, круговые движения). Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений. Понятие о профессиональных заболеваниях танцора. Освоение различных танцевальных позиций и упражнений для головы, туловища, рук и ног.

Тема 1  Инструктаж  по ТБ Ритмика это здоровья (1 час)

Тема 2  Музыкальная грамота (1 час)

Тема  3 Повтор музыкально – ритмичных  упражнений (2 часа)

Тема  4 Позиции (1 час)

Тема  5 Упражнения на координацию и пластику (2 часа)

Итоговое занятие

Раздел 2. «Танцевальная азбука»  (8 часов)

      В этот раздел входит   исполнение учебного материала: позиции рук, ног классического и народно – сценического танца,  Balance (балансе), Battement (батман),Demi – plie ( деми плие) Jete (жете) ,Port de bras (пор де бра),Releve (релеве) ,Saute (соте). Усложняются упражнения способствующие формированию правильной осанки.  Позиции и положения рук в сольном, парном, массовых танцах.Простой ход на 1\4 такта, хороводный шаг на 1\8,1\4 такта, бег с захлёстами, притопы, «ключ», припадание (боковое, вперёд, назад, в повороте), «верёвочка», «ковырялочка», «моталочка», «качалочка», «гармошка», «ёлочка», переменный шаг, присядки, хлопушки. 

Тема 1. Элементы классического танца (2 часа)

Тема 2. Элементы народно — сценического танца (2 часа)

Тема 5. Постановка танцевальной композиции ( 3 часа)

Итоговое занятие

Раздел 3. «Танец» (10 часа)

Ритмическая разминка в современном эстрадном характере с более усложненными движениями эстрадного танца. Диско-танцы: «Рилио», «Чарльстон», бальные танцы: «Сударушка», «Фигурный вальс»: (балансе, повороты, закрутки с раскрутками, вращение под рукой партнера, вальс в паре).  Латино - американский танец: «Ча-ча-ча», «Самба». 

Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.

В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:

- усвоение тренировочных упражнений на середине зала,

- ритмические упражнения,

- разучивание танцевальных композиций.

Народно - сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техник  у учащихся.  Дети  начинают изучать сложные  элементы русского танца, упражнения по народно - сценическому танцу, изучаются в большем объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

Т

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

Тема 1.Образно – игровые упражнения и танцы( 2 часа)

Тема 2. Понятие танец. Виды  танца (3 часа)

Тема 3. Постановка танца ( 4 часа)

Итоговое занятие.

Раздел 4. «Творческая деятельность» (8 часов)

Учащиеся во время обучения получает представление о том, как танцевальные движения выражают внутренний мир человека.  В заданиях на танцевальную импровизацию включены темы: сюжетно-образной драматизации: связанные с природой, сказочными героями и т.д. Игры исполняются под музыку с определёнными танцевальными движениями, где ход развития и действия игры связан с содержанием музыки и средствами её выразительности. Продолжается работа на танцевальную импровизацию с темами сюжетно-образной драматизации. Этюд «Времена года» 

Тема 1. Игровые этюды (2 часа)

Тема 2. Современная хореография и ее особенности (2 часа)

Тема 3. Современная постановка -  (3 часа) Итоговое занятие

Цели программы

Формулирование задач:

Личностные:

·      Формирование навыков коллективного творчества, сотрудничества.

·       Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту.

·       Формирования потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметные:

·      Выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно.

 Образовательные:

·        Формирование предметной компетентности в области хореографии: знание о мно­гообразии видов и жанров искусства хореографии,  истории танцевального ис­кусства, танцевальных жанрах (классический, народный, современный танцы).

·      Формирование базовых хореографических навыков для творческого выражения заданного образа.

·      Расширение эрудиции и кругозора

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные результаты

        - развитие художественно-эстетическое  вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения  танцевальных образов;

        - позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.

У учащихся формируются умения:

        -  высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни;

        -  решать творческие задачи, участвовать  в художественных событиях школы;

        - проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в художественно-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты).

Метапредметные результаты:

-  являются  способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы,  города и др. и продуктивно  сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.

У учащихся формируются умения:

-  наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;

- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное  искусство, театр и др.);

-  находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства;

-  передавать свои впечатления в устной и письменной форме.

Предметные результаты:

- устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;

- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;

- знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и  навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

У учащихся формируются умения:

- понимать роль хореографии в жизни человека; различать лирические , эпические, драматические образы в танце; определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю- танец классический, народный, эстрадный, современный;

- эмоционально воспринимать  и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

- понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности;

- исполнять изученные  танцевальные комбинации, участвовать в публичных выступлениях класса, школы.

Оценивая результат практической работы, а именно выступления учащихся, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных комбинаций.

Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:

- промежуточный – контрольный урок в конце четверти,

- итоговый - показательные выступления на Последнем звонке,  параде посвященному Дню Победы.

Особые условия проведения

нет условий

Материально-техническая база

2. Помещение и оборудование.

Зал для занятий.

Магнитофон, телевизор, компьютер, проектор

  3. Дидактическое обеспечение: медиатека, подборка литературы по разделам программы (см. список литературы для воспитанников).