Юниор
Рабочая программа по дополнительному образованию "Юниор" разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами. В составе программы основной части являются спортивные подвижные игры.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста. Содержание курса спортивнооздоровительного направления «Юниор» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервнопсихического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростносиловых способностей и др.). Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
Содержание к деятельности взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Во время проведения подвижных игр с целью подготовки организма к активному отдыху выполнятся упражнения, изученные на уроках физической культуры. Таким образом совершенствуются изученные навыки.
Подвижные игры и спортивные состязания оказывают комплексное воздействие на развитие двигательных качеств, а также положительно влияют на формирование двигательных умений и навыков школьников. Поэтому в содержании программы включены организованные игры, эстафеты, самостоятельные игры и развлечения не только из программы физической культуры. Обязательными являются организованные начало и конец занятия. Для учащихся начальных классов на самостоятельные игры и развлечения рекомендуется отводить 35-50 % времени занятий. При этом руководящая роль учителя (воспитателя) является обязательной. Он должен разъяснить обучающимся задачи занятия, знакомить их с содержанием.
При проведении занятий в основном используется игровой и соревновательный метод.
Повышенная двигательная активность- биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра- естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, красотой и быстротой движений, стремление к победе.
Игра- ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и не сложны. Они оказывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Педагоги
Овсянникова Ирина Викторовна, учитель физической культуры, высшая категория.
Содержание программы
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связанно с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижение науки. Кроме того, некоторые игр приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Основное содержание обучения
Основы знаний о народной подвижной игре.
·Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
·Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятия правил игры. Выработка правил.
·Пятнашки.
·Фанты.
·Горелки.
·Лапта.
·Блуждающий мяч.
Игры на свежем воздухе.
·Русские народные игры. «Ловушка».
·Групповые игры. «Охотник и сторож».
·Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
Игры-эстафеты.
·Эстафета с мечами. Правила игры. «Бег по кочкам».
·Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
·Эстафеты с бегом и прыжками.
·Эстафеты с преодолением препятствий.
Подвижные игры разных народов.
·Игры русского народа. «Гуси- лебеди», «Обыкновенные жмурки».
·Игры мордовского народа. «Котел», «Салки».
·Игры белорусского народа. «Михасик», «Прела-горела».
·Игры татарского народа. «Серый волк», «Скок-перескок».
·Игры народов востока. «Скачки», «Собери блоки».
·Игры украинского народа. «Высокий дуб», «Колдун».
·Игры азербайджанского народа. «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».
·Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
·Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
·Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
·Упражнения со скакалками.
·Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейка», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
·Упражнения со скалками.
Подвижные игры, основанные на элементах:
·Гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка».
·Легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву».
·Лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота».
·Спортивные игры: «Брось- поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Зимние забавы.
·Зимой на воздухе. «Городки».
·Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
·Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
·Эстафета на санках.
·Лыжные гонки.
Итоговое занятие.
Праздник здоровья и подвижной народной игры.
Содержание программы по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы дополнительного образования соответствует предельно допустимой нагрузки обучающихся начальной школы.
Игры
«У медведя во бору», «Совушка», «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Брось – поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки», «Белка, шишка и орех», «Городки» и др.
Беседы
Полезные и вредные продукты
Гигиена правильной осанки
Техника безопасности во время игры
Тесты и анкетирования
Чему ы научились за год.
«Правильно ли вы питаетесь?»
Чему мы научились и его достигли?
«Что мы знаем о здоровье?»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»
«Мои отношения к одноклассникам»
Круглые столы
«Как сохранять и укреплять свое здоровье»
Просмотр тематических видеофильмов
«Как сохранить и укрепить зрение»
Вредные и полезные растения.
Экскурсии
«Сезонные изменения и как их принимает человек»
«Природа – источник здоровья»
«У природы нет плохой погоды»
Дни здоровья, спортивные мероприятия
«Дальше, выше, сильнее»
«Хочу остаться здоровым»
«За здоровый образ жизни»
Конкурсы рисунков, плакатов, мини – сочинений, выпуск газет, листовок
«В здоровом теле здоровый дух»
«Вредные и полезные растения»
«Продукты для здоровья»
Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»
Решение ситуационных задач
Культура питания.
Цели программы
-Научить обучающихся самостоятельно играть и проводить подвижные игры.
-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи программы:
Образовательные:
1) вооружение знаниями по истории развития подвижных игр;
2) обучение обучающихся технике игр;
3) обучение новым двигательным действиям, для использования их в прикладных целях;
4) повышение уровня технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
5) привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по данному виду спорта, в спортивные секции.
Оздоровительные:
1) профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
2) укрепление связок нижних и верхних конечностей;
3) повышение резервных возможностей организма.
Воспитательные:
1) развитие физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, быстроты реакции, специальной и общей выносливости, гибкости, точности, меткости;
2) воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
3) повышение и воспитание у обучающихся устойчивой мотивации к занятиям по бадминтону.
Результат программы
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты.
- осознание таких базовых ценностей как здоровье, здоровый и безопасный образ жизни и патриотизм;
- позитивное отношения обучающихся к здоровью, здоровому и безопасному образу жизни;
- первоначальный опыт осознанного применения правил здорового и безопасного образа жизни, пропаганды в социуме культуры здорового образа жизни, опыта активной деятельности по укреплению личного здоровья, сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания .
Метапредметные результаты:
- умение выделять и формулировать познавательную цель, применять методы информационного поиска, структурировать знания; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать проблему; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
- умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации; договариваться, учитывать интересы других, проявлять доброжелательное внимание к окружающим; слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;
- умение осуществлять саморегуляцию в ходе спортивной деятельности.
Предметные результаты:
- представление об основных понятиях ЗОЖ;
- представление об основных правилах безопасности жизнедеятельности;
- представление об основных ПДД;
- представление об основах военного дела;
- представление о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;
- первоначальные навыки выживания в природных условиях;
- первоначальные навыки, направленные на развитие и совершенствование различных физических качеств.
Особые условия проведения
Особых условий нет.
Материально-техническая база
Спортивное оборудование и инвентарь:
- наличие игровой площадки и спортивного зала.
- наличие стадиона
- стойки - 2 штуки
- сетка- 1 штука
- ракетки- 10 штук
- мячи теннисные-10 штук
- воланы- 10штук
- скакалки-10 штук
- мячи набивные- 6 штук
- баскетбольные 6штук
- обруча -10штук
-- мячи футбольные-4 штук
- мячи волейбольные
- Освещённость в нормах САНПИНа.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса:
- учебно-демонстрационные плакаты
- видеофильмы
- компьютер
- литература