Юниор

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юниор" разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами. В составе программы основной части являются спортивные подвижные игры.

Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения.  Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста. Содержание курса спортивно­оздоровительного направления «Юниор» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно­психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно­силовых способностей и др.). Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.

Содержание к деятельности взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Во время проведения подвижных игр с целью подготовки организма к активному отдыху выполнятся упражнения, изученные на уроках физической культуры. Таким образом совершенствуются изученные навыки.

Подвижные игры и спортивные состязания оказывают комплексное воздействие на развитие двигательных качеств, а также положительно влияют на формирование двигательных умений и навыков школьников. Поэтому в содержании программы включены организованные игры, эстафеты, самостоятельные игры и развлечения не только из программы физической культуры. Обязательными являются организованные начало и конец занятия. Для учащихся начальных классов на самостоятельные игры и развлечения рекомендуется отводить 35-50 % времени занятий. При этом руководящая роль учителя (воспитателя) является обязательной. Он должен разъяснить обучающимся задачи занятия, знакомить их с содержанием.

При проведении занятий в основном используется игровой и соревновательный метод.

Повышенная двигательная активность- биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Подвижная игра- естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, красотой и быстротой движений, стремление к победе.

Игра- ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и не сложны. Они оказывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

 

Педагоги

Овсянникова Ирина Викторовна, учитель физической культуры, высшая категория.

Содержание программы

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связанно с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижение науки. Кроме того, некоторые игр приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Основное содержание обучения

Основы знаний о народной подвижной игре.

·Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.

·Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятия правил игры. Выработка правил.

·Пятнашки.

·Фанты.

·Горелки.

·Лапта.

·Блуждающий мяч.

Игры на свежем воздухе.

·Русские народные игры. «Ловушка».

·Групповые игры. «Охотник и сторож».

·Групповые игры. «Карусель», «Совушка».

Игры-эстафеты.

·Эстафета с мечами. Правила игры. «Бег по кочкам».

·Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

·Эстафеты с бегом и прыжками.

·Эстафеты с преодолением препятствий.

Подвижные игры разных народов.

·Игры русского народа. «Гуси- лебеди», «Обыкновенные жмурки».

·Игры мордовского народа. «Котел», «Салки».

·Игры белорусского народа. «Михасик», «Прела-горела».

·Игры татарского народа. «Серый волк», «Скок-перескок».

·Игры народов востока. «Скачки», «Собери блоки».

·Игры украинского народа. «Высокий дуб», «Колдун».

·Игры азербайджанского народа. «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».

·Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

·Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

·Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

·Упражнения со скакалками.

·Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейка», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

·Упражнения со скалками.

Подвижные игры, основанные на элементах:

·Гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка».

·Легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву».

·Лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота».

·Спортивные игры: «Брось- поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Зимние забавы.

·Зимой на воздухе. «Городки».

·Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».

·Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».

·Эстафета на санках.

·Лыжные гонки.

Итоговое занятие.

Праздник здоровья и подвижной народной игры.

Содержание программы  по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы  дополнительного образования соответствует предельно допустимой нагрузки обучающихся начальной школы.

Игры
«У медведя во бору», «Совушка», «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Брось – поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки», «Белка, шишка и орех», «Городки» и др.
Беседы
Полезные и вредные продукты

Гигиена правильной осанки

Техника безопасности во время игры
Тесты и анкетирования
Чему ы научились за год.

«Правильно ли вы питаетесь?»

Чему мы научились и его достигли?

«Что мы знаем о здоровье?»

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»

«Мои отношения к одноклассникам»

Круглые столы
«Как сохранять и укреплять свое здоровье»
Просмотр тематических видеофильмов
«Как сохранить и укрепить зрение»

Вредные и полезные растения.
Экскурсии
«Сезонные изменения и как их принимает человек»

«Природа – источник здоровья»

«У природы нет плохой погоды»
Дни здоровья, спортивные мероприятия
«Дальше, выше, сильнее»

«Хочу остаться здоровым»

«За здоровый образ жизни»
Конкурсы рисунков, плакатов, мини – сочинений, выпуск газет, листовок 
«В здоровом теле здоровый дух»

«Вредные и полезные растения»

«Продукты для здоровья»

Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»
Решение ситуационных задач
Культура питания.

 

 

Цели программы

-Научить обучающихся самостоятельно играть и проводить подвижные игры.

 -формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи программы:

Образовательные:

1)     вооружение знаниями по истории развития  подвижных игр;

2)     обучение обучающихся технике игр;

3)     обучение новым двигательным действиям, для использования их в прикладных целях;

4)     повышение уровня технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;

5)     привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по данному виду спорта, в спортивные секции.

Оздоровительные:

1)     профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;

2)     укрепление связок нижних и верхних конечностей;

3)     повышение резервных возможностей организма.

Воспитательные:

1)      развитие физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, быстроты реакции, специальной и общей выносливости, гибкости, точности, меткости;

2)      воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

3)      повышение и воспитание у обучающихся устойчивой мотивации к занятиям по бадминтону.

Результат программы

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты.

- осознание таких базовых ценностей как здоровье, здоровый и безопасный образ жизни и патриотизм;

- позитивное отношения обучающихся к здоровью, здоровому и безопасному образу жизни;

- первоначальный опыт осознанного применения правил здорового и безопасного образа жизни, пропаганды в социуме культуры здорового образа жизни, опыта активной деятельности по укреплению личного здоровья, сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания .

 Метапредметные результаты:

- умение выделять и формулировать познавательную цель, применять методы информационного поиска, структурировать знания; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать проблему; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

- умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации; договариваться, учитывать интересы других, проявлять доброжелательное внимание к окружающим; слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;

- умение осуществлять саморегуляцию в ходе спортивной деятельности.

 Предметные результаты:

- представление об основных понятиях ЗОЖ;

- представление об основных правилах безопасности жизнедеятельности;

- представление об основных ПДД;

- представление об основах военного дела;

- представление о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;

- первоначальные навыки выживания в природных условиях;

- первоначальные навыки, направленные на развитие и совершенствование различных физических качеств.

 

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

 Спортивное оборудование и инвентарь:

-       наличие игровой площадки и спортивного зала.

-       наличие стадиона

-       стойки - 2 штуки

-       сетка- 1 штука

-       ракетки- 10 штук

-       мячи теннисные-10 штук

-       воланы- 10штук

-       скакалки-10 штук

-       мячи набивные- 6 штук

-       баскетбольные 6штук

-       обруча -10штук

-- мячи футбольные-4 штук

-       мячи волейбольные

       -    Освещённость в нормах САНПИНа.

Дидактическое обеспечение образовательного процесса:

-       учебно-демонстрационные плакаты

-       видеофильмы

-       компьютер

-       литература