«РОСТ : развитие, общение, самооценка, творчество»

Предлагаемый  курс  программы   является  универсальным.   Он  охватывает  всю  начальную  школу. РОСТ -  это  не  продолжение  уроков, и  не  только  и  не  столько  «усиленная»  математика  и  дополнительное  чтение, а  разностороннее  развитие  и  формирование  разнообразных  компетенций  в  процессе  выполнения  интересных,  творческих,  игровых,  весёлых  заданий -  иногда  простых,  а  порой  требующих  размышлений.  Проще  говоря  РОСТ – это рост , движение  вперёд  и  вверх!

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность

Педагоги

Винокурова Светлана Сергеевна

Содержание программы

Структура  занятий

Занятия  курса  предполагают  развитие  надпредметных  универсальных  учебных  действий (УУД).

       Для  формирования  личностных  УУД  предлагаются  творческие  задания,  подведение  итогов  занятия ( самооценка).

       Для  формирования  познавательных  УУД  предлагаются   следующие  виды  заданий:  словообразование,  поиск  лишнего,  лабиринты,  упорядочивание, «цепочки»,  работа  с  таблицами,  сравнение,  хотроумные  решения,  отгадывание  загадок,  поиск  общего,  классификации,  постановка  проблемы  и  формулировка  гипотез.

      Для  формирования  регулятивных  УУД  предлагаются   такие  виды  заданий: «преднамеренные  ошибки»,  рисунки  на  сетке  и  клетчатой  бумаге,  упражнения  на  развитие  моторики,  на  решение  проблем  творческого  характера ( «изобрази», «разрежь  фигуру  так,  чтобы…»),  проектные  задачи.

     Для  формирования  коммуникативных  УУД  предлагаются  такие  виды  заданий :  «объясни…»,  «аргументируй  своё  мнение…»,  задай  вопросы»,  задания  и  загадки  с  неоднозначным  ответом (учёт  разных  мнений), игровые  задания  и  работа  в  парах  и  группах.

   Основные  этапы  занятий :

1)    «Отгадай  загадки» (задание №1)

Основная  задача  этого  этапа -  подготовить  ребёнка  к  активной  деятельности.  Загадки  рассчитаны  на  кругозор,  сообразительность,  быстроту  реакции,  развивают  ассоциативность  мышления. Как  правило, одна  из  загадок ( обычно  четвёртая)  предполагает  неоднозначный  ответ.

2)    «Нестандартные  задачи» (задания 2,3,4).

Задачи , развивающие  логику, направленные  на  развитие  умений  анализировать,  сравнивать,  ориентироваться  в  пространстве.

3)    Логопедические  упражнения (задание №5).

Упражнения  для  развития  лицевой  мускулатуры  и  произнесение  скороговорок  и  чистоговорок  на  определённый  звук.

4)     «Весёлая  зарядка». Динамическая  пауза (задание №6).

Предлагаются  упражнения, позволяющие  развивать  двигательную  способность  ребёнка,  воображение,  умение  вставать  на  позицию  другого,  т.е  «войти  в  образ».

5)    «Поиграем  с  пальчиками». Гимнастика  для  глаз,  для  рук .

Упражнения для   ладоней и  пальцев,  развивающие  мелкую  моторику  рук  и  воображение. Со  2 класса  вводятся  упражнения  направленные  на  развитие рук  и  укрепление  зрения. 

6)    Упражнения  на  словообразование  и  пополнение  словарного  запаса(задания №7,8)- для  учащихся 2-4 классов.

Задачи  на  применение  знаний  в  новой  ситуации,  развитие  умения  видеть  закономерности,  причинно-следственные  и  ассоциативные  связи.

7)    Исследовательские  задания  и  игры ( задание №9).

Упражнения  на  развитие  способности  к  мобилизации  сил, внимания, памяти, коммуникативных  способностей . Самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  поискового  и  творческого  характера.

8)    «Помоги  художнику» (задание № 10) –для  учащихся  1  класса.

Упражнения  на  развитие  воображения,  творческих  способностей, самовыражение.

9)    Самооценка.

По  завершении  каждого  занятия (дня)  ребёнку  предлагается  самостоятельно  оценить  свою  работу,  развивая  тем  самым  личностные  УУД.

Цели программы

•        создание условий  для  достижения обучающимися  необходимого для жизни  в  обществе  социального опыта, для  многогранного  развития  и социализации  в  свободное  от  учёбы  время;

•        создание  воспитывающей  среды, обеспечивающей  активизации социальных, интеллектуальных  интересов  учащихся  в  свободное  время, формирование  и  развитие  здоровой, творчески  растущей  личности.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

-       улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;

-       развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;

-       укрепление здоровья школьников.

Планируемые личностные результаты:

Самоопределение:

-       готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-       внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

-       принятие образа «хорошего ученика»;

-       самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-       начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

 

Смыслообразование:

-       мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

-       самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

-       эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

-       уважительное отношение к иному мнению;

-       навыки сотрудничества в разных ситуаций;

-       эстетические потребности, ценности и чувства.

 

Метапредметные  результаты:

Регулятивные:

-       учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-       предвосхищать результат.

-       адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-       концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

-       стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

          Познавательные:

-       умения учиться: навыкам  решения  творческих  задач  и  навыкам поиска, анализа  и  интерпретации  информации.

-       добывать  необходимые  знания  и  с  их  помощью  проделывать конкретную работу.

-       осуществлять поиск необходимой  информации  для  выполнения  заданий  с  использованием  словарей;

-        основам  смыслового  чтения  познавательных  текстов,  выделять  существенную  информацию  ;

-       осуществлять  анализ  объектов  с  выделением  существенных  и несущественных признаков;

-       ставить и формулировать проблемы;

-       осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-       узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-       запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

-       установление причинно-следственных связей;

          Коммуникативные:

-       умение координировать свои усилия с усилиями других.

-       формулировать собственное мнение и позицию;

-       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-       учитывать разные  мнения  и  стремиться  к  координации различных  позиций  в сотрудничестве.

-       ставить вопросы,  обращаться за помощью,  формулировать свои затруднения;

-       предлагать помощь и сотрудничество;

-       определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

 

Особые условия проведения

не требуется

Материально-техническая база

Кабинет, мультимедиа, ноутбук