«Математика и конструирование»

Курс математического конструирования включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.

преподаватели

Симоненко Анна Анатольевна

Содержание программы

Содержание программы

 

1       класс (33 ч)

1.     Вводный урок.

 

2.       Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник.

 

3.     Отрезок, точка.

 

4.     Измерение длины отрезка. Сантиметр.

 

5.     Вычерчивание отрезка заданной длины   

 

6.     Единица длины – дециметр.

 

7.     Проект «Что меряют, чем меряют»

8.     Многоугольник.

 

9.            Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм»   

10.           Элементы графического диктанта 

11.           Геометрические тела: цилиндр, конус, шар, пирамида.

12.           Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел»

13.           Симметрия.

 

14.           Проект «Моя головоломка»

2 класс (34 ч)

1.       Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

 

2.       Ломаная линия. Длина ломаной.

 

3.       Проект «Создание узоров в графическом редакторе».

4.       Луч и его обозначение.

 

5.       Числовой луч. 

6.       Метр. Соотношение между единицами длины.

 

7.       Проект «Единицы измерения в Древней Руси».

 

8.       Многоугольник и его элементы.

 

9.       Периметр многоугольника.

 

10.  Окружность и круг.

11.  Окружность, её центр и радиус.  Циркуль-помощник.

12.  Взаимное расположение фигур на плоскости.

 

13.  Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка.

 

14.  Угол. Вершина угла, его стороны.

 

15.  Прямой угол.

 

16.  Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат.

 

17.  Свойства прямоугольника. 

18.  Площадь прямоугольника.

19.  Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов»

3 класс (34 ч)

1.       Решение топологических задач. Лабиринты.

 

2.       Километр.

 

3.       Миллиметр.

 

4.       Проект «Логические игры»

5.       Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре).

6.       Симметрия на клетчатой бумаге.

 

7.       Проект «Симметрия в природе»

8.       Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»

9.       Построение вписанных многоугольников.

 

10.  Прямая. Параллельные и непараллельные прямые.

11.  Перпендикулярность прямых.

12.  Построение симметричных фигур с помощью угольника, линейки и циркуля.

13.  Параллельность прямых.

14.  Построение прямоугольников.

15.  Измерение времени.

16.  Проект «Как  измеряли  время в древности»

17.  Решение логических задач. Шифрование текста.

18.  Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)

4 класс (34 ч)

1.            Десятичная система  счисления.

2.            Проект «Системы счисления»

3.            Координатный угол.

4.            Графики. Диаграммы. Таблицы.  Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office.

 

5.            Проект «Стратегии».

6.            Многогранник.

7.            Прямоугольный параллелепипед.

8.            Куб. Развертка куба.

 

9.            Каркасная модель параллелепипеда.

10.       Игральный кубик. Игры с кубиком.

11.       Объем прямоугольного параллелепипеда.

12.       Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики» (в том числе на бесконечной доске)

13.       Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля и линейки.

 

14.       Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов.

15.       Виды углов.

16.       Классификация треугольников.

17.       Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира.

18.       План и масштаб.

19.       Карта. Игра «Поиск сокровищ».

20.       Проект «Топонимика моего края».

21.       Построение отрезка и угла, равных данным.

22.       Построение треугольников.

 

23.       Геометрические тела: параллепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Обобщение изученного материала.

24.       Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас» (или «Профессии, требующие хорошей математической подготовки»)

 

Цели программы

Основная цель курса «Математическое конструирование» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собрать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств, научить детей определять последовательность операции при изготовлении того или иного изделия

Результат программы

Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения

                Выпускники, используя математические термины, будут описывать некоторые свойства пространственных тел и плоских фигур, которые можно выявить при наблюдениях реальных объектов. Они будут находить проявления симметрии в непосредственном окружении, создавать образцы симметричных объектов. Они научатся давать простые указания о направлении и следовать им, использовать для описания местоположения, пользуясь понятиями; расстояние, путь, поворот, стороны горизонта (на север, юго-запад и т.п.).

Материально-техническая база

Дополнительные материалы

Интернет-ресурсы

 

1.     http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/09222600-20e7-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=themcol&showRubrics=1

 

Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве

Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики в 3-4 и 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов.

 

2.     http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1069ff8a-2ba2-4f2e-917b-1f9accd80b71/118912/?

«Математика и конструирование»

 

Электронное учебное пособие «Математика и конструирование» предназначено для использования во 2-4 классах начальной школы на уроках математики, а также на уроках интегрированного курса «Математика и конструирование».

 

3.     http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/42f1c17e-05ad-4d83-8339-c26bf482dae0/?

«Компьютерный практикум для начальной школы»

Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Цифровые ресурсы ориентированы на формирование учебной деятельности с использованием компьютера при изучении основных учебных дисциплин в 1-4 классах. Включает порядка 3000 заданий и развивающих игр, разбитых по типам и изучаемым темам. Имеется Конструктор уроков, позволяющий самостоятельно определять содержание компьютерного занятия, конструируя нужный набор заданий в нужной последовательности.

 

1.     http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b33a1431-1b0f-4794-b2a7-83cd3b9d7bca/104711/?

 

Программа "Графические диктанты и Танграм"Предназначена для формирования и обобщения начальных представлений о геометрии и геометрических фигурах. Программа состоит из трех модулей, включающих в себя задания на опознание и оперирование заданными моделями фигур, а также описание и создание новых моделей с помощью инструментария программы.

Состоит из трех модулей, включающих задания на выполнение рисунков на листе в клетку на основе различных специальных текстов, составление плоских фигур из частей квадрата и других фигур, построение геометрических фигур на координатной плоскости.

 Программа "Геометрия и моделирование"

 

 

 

Программа  "Орнаменты"

 

«Орнаменты»

Состоит из трех модулей, включающих знакомство с орнаментальной росписью памятников архитектуры, изучение разных видов движения фигур на плоскости, исследование и построение линейных и сетчатых орнаментов и паркетов.

 

2.     http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a7-a000-4ddd-221a-2e0046b1dc68/103226/?

 

Угол. Виды углов. Выбор мерки, которой измерили угол. Измерение угла.

 

3.     http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a7-a000-4ddd-221a-2e0046b1dc68/103222/?

 

Длина. Сравнение отрезков по длине. Периметр.

 

4.     http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a7-a000-4ddd-221a-2e0046b1dc68/103231/?

 

Сравнение и  измерение  площади фигур.

 

5.     http://www.chat.ru/~msharko/pentamino.htm.

 

Клуб любителей игры Пентамино. Игры с фигурами пентамино  в компьютерной программе ПЕНТАМИНО, целью которой является составление разнообразных фигур с помощью 12 элементов пентамино. Автор программы – Михаил Шарко, 1998.