«Театральная студия»

Основная идея предлагаемой педагогической инновации – не фрагментарное использование элементов театральной деятельности и не показ готовых представлений, а создание с детьми спектаклей на уроках художественного ручного труда. Ведь поведение человека, прежде всего, связано с действием его рук. Изготовление театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками, работа с куклами, активная речевая среда будут способствовать развитию у ребёнка всех психических функций. Виды спектаклей могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный, теневой и др., в зависимости от желания и возможностей, конкретных условий, выдвигаемых педагогических задач.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Начинать обучение театральному мастерству целесообразнее в начальной школе. Главная задача – научить детей учиться, помочь раскрыться маленькой личности.

Ребёнок – главная ценность общества, выше которого ничего не может быть. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности.

преподаватели

Симоненко Анна Анатольевна

Содержание программы

1 класс

В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Театральный этюд. Язык жестов. Упражнения для развития хорошей дикции. Считалка. Скороговорка. Искусство декламации. Импровизация. Просмотр спектаклей в театрах города или видеодисках:              постановок по произведениям К. Чуковского, А. Пушкина, Г. Андерсена, Ш. Перро, И Крылова. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Работа над спектаклями по произведениям Корнея Чуковского, А. Пушкина, Г. Андерсена, Ш. Перро, И.А. Крылова. Изготовление костюмов, декораций.

 

2 класс

Дорога в театр. В театре. Как создаётся спектакль. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Театральный этюд. Язык жестов. Упражнения для развития хорошей дикции. Считалка. Скороговорка. Искусство декламации. Импровизация. Просмотр спектаклей в театрах города или видеодисках:  постановок по произведениям К. Чуковского, А. Пушкина, Г. Андерсена, Ш. Перро, И Крылова. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Работа над спектаклями по произведениям Корнея Чуковского, А. Пушкина, Г. Андерсена, Ш. Перро, И.А. Крылова. Изготовление костюмов, декораций.

 

3 класс

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. Древнегреческий театр. Театр «Глобус». Театр под крышей. Современный театр. Театральный билет. Театр кукол. Музыкальный театр. Цирк. Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. Зритель в зале. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Театральный этюд. Язык жестов. Упражнения для развития хорошей дикции. Считалка. Скороговорка. Искусство декламации. Импровизация. Просмотр спектаклей в театрах города или видеодисках: постановок по произведениям К. Чуковского, А. Пушкина, Г. Андерсена, Ш. Перро, И Крылова. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Работа над спектаклями по произведениям Корнея Чуковского, А. Пушкина, Г. Андерсена, Ш. Перро, И.А. Крылова. Изготовление костюмов, декораций.

 

4 класс

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные жанры. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Театральный этюд. Язык жестов. Упражнения для развития хорошей дикции. Считалка. Скороговорка. Искусство декламации. Импровизация. Просмотр спектаклей в театрах города или видеодисках:   постановок по произведениям К. Чуковского, А. Пушкина, Г. Андерсена, Ш. Перро, И Крылова. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Работа над спектаклями по произведениям Корнея Чуковского, А. Пушкина, Г. Андерсена, Ш. Перро, И.А. Крылова. Изготовление костюмов, декораций.

Цели программы

Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников.

Результат программы

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Театральная студия»

Личностные результаты:

потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
·         целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·         этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
 

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
·         планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·         осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·         анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;

·         пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·         понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·         проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

 

Предметные результаты:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

Материально-техническая база

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Рекомендуемая литература для педагогов

1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

2.Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

3.Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

4.Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001

5.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

6.Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005

7.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000

8.Понсов А.Д., Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999.

10.Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

14.Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

 

Примерный репертуарный перечень для детей.

Русские народные сказки « Колобок», «Репка», «Теремок», «Каша из топора» и др.

Стихотворения Д. Хармса.

Стихотворения С. Чёрного «Скрут», «Про девочку, которая нашла своего мишку».

Сказка К. Чуковского «Цыпленок»

Стихотворение А. Усачёва «Фантазёр».

Стихотворение В. Берестова «В дверь диетическойстоловой...»

Сказка про Дракона.

Сказка А. Толстого «Приключения Буратино».

Сказка Дж. Р. Р. Толкина «Туда и обратно».

Стихотворение Д. Хармса «Цирк Прин- типрам».

Стихотворение С. Миллигана «Призрак».

Стихотворение П. Синявского «Встретил жук».

Л. Кэрролл «Воркалось...»

Сказка С. Козлова «Снежный цветок». пьеса С. Козлова «Поющий поросёнок».

Пьеса «Петрушка и подушка».

Считалки и скороговорки.

2. Печатные пособия

карточки с игровыми упражнениям

плакаты

шаблоны для оформления

шаблоны для изготовления кукол (набор картонных кукол)

3.Технические средства обучения Презентации:

История театра.

Виды театра.

Мир театральных профессий.

Правила поведения в театре.

Кукольный театр.

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки.

Оформленные афиши.

Миниатюра.

Театры малых форм (коробки конфет).

Декорации.

4. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи (минусовки);

видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей;

аудиозаписи звуков природы, крика птиц, животных и т.п.

5.Игры и игрушки

Куклы;

куклы-перчатки