«Учись учиться»

Предлагаемый надпредметный курс  для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и

умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Концептуальная идея формирования у учащихся УУД состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль умения выполнять действие.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.

преподаватели

Совгачева Марина Борисовна

Содержание программы

 

1 класс

1 ч в неделю, всего 33 ч

Организационно-рефлексивная линия (10 часов).

 

 

Коммуникативная линия (3 часа).

 

Познавательная линия (1 час).

Ценностная линия (6 часов).

 

Обобщение и систематизация знаний (4 часа).

Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?»(1 час).

Диагностика (2 часа).

Резерв (6 часов).

 

2 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч

Организационно-рефлексивная линия (10 часов).

Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шагиучебной деятельности (12 шагов).

Коммуникативная линия (4 часа).

 

Познавательная линия (2 часа).

 

Ценностная линия (4 часа).

 

Обобщение и систематизация знаний (4 часа).

Диагностика (2 часа).

Резерв (8 часов).

 

3 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч

Организационно-рефлексивная линия (7 часов).

 

 

Коммуникативная линия (4 часа).

 

Познавательная линия (6 часов).

 

 

Ценностная линия (2 часа).

 

Обобщение и систематизация знаний (4 часа).

Диагностика (3 часа).

Резерв (8 часов).

 

4 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч

Организационно-рефлексивная линия (5 часов).

 

 

Коммуникативная линия (5 часов).

 

 

Познавательная линия (4 часа).

Ценностная линия (4 часа).

 

Обобщение и систематизация знаний (4 часа).

Диагностика (4 часа).

Резерв (8 часов).

Цели программы

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметныхрезультатов ФГОС приобретает целостность и завершенность.

Результат программы

Метапредметные результаты освоения курса

1 класс

Основные требования к метапредметным результатамучащихся к концу первого года обучения:

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее дваосновных этапа.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднениепо результатам выполнения пробного действия.

Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

 

 

 2 класс

Основные требования к метапредметным результатамучащихся к концу второго года обучения:

Уметь различать знания и умения.

Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введениинового знания осознанно их проходить под руководством учителя(повторение необходимого; обобщение повторения; предъявлениепробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль).

 

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия прирешении учебных задач и определять причину затруднения.

Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя изсоответствующей причины затруднения.

Уметь определять средства для открытия нового знания.

Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.

Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения,использовать инструменты для самопроверки.

 

 

 3 класс

Основные требования к метапредметным результатам

к концу третьего года обучения:

Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности,уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении новогознания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.

Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.

Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь егоприменять.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения привыполнении самостоятельной работы, уметь его применять.

Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметьего применять.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности иадаптивную структуру второго этапа коррекционной деятельностииз 6 шагов: постановка цели; продумывание плана; действия по плану (выполнение работы над ошибками); выполнение самостоятельной работы № 2 с проверкой по эталону; выполнение заданий повышенной сложности; анализ своей деятельности на уроке. Уметь подруководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.

Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебнойдеятельности.

Знать правила успешного выступления, уметь их применять.

Знать правила поведения «критика» в совместной работе,приобрести опыт их применения.

Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.

Уметь строить диалог со сверстниками.

Знать основные приемы развития памяти.

 

 

 4 класс

Основные требования к метапредметным результатам

к концу четвертого года обучения:

Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметьее осознанно осуществлять при введении нового знания подруководством учителя и выполнять самооценку.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности,уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять ивыполнять самооценку.

Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметьего применять.

Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства,способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированныхпроектов.

Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности иприобрести положительный опыт личностного самоопределения.

Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.

Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью,отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

 

 

 

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Комплект для учителя
1
2.
Комплект для ученика
1
Технические средства обучения
1.
Компьютер
1
2.
Сканер
1
3.
Принтер
1
Экранно-звуковые пособия
1
Интернетресурсы
1
2.
-CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 1 класс. – М.: Национальное образование, 2012.
1 комплект
Оборудование класса
1
Настенная доска
1
2.
Магнитная доска
2
3.
Место для обучающегося
6
4.
Компьютерный стол с оборудованием
1