"Мир астрономии"

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир астрономии» имеет естественнонаучную направленность, базового уровня сложности с дифференцированным подходом в изложении материала. Программа опирается на уже имеющиеся знания по географии, естествознанию, математике, что создает условия для развития у обучающихся естественнонаучных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Программа рассчитана на очное обучение. При реализации программы возможно использование дистанционных технологий.

 Содержание программы способствует дополнению и расширению знаний и умений, формированию универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Программа предназначена для обучающихся с 8 до 15 лет. Занятия предполагается проводить два раза в неделю по одному учебному часу (40 минут), итого 2 часа в неделю (72 часа на год с учетом резервных часов). Минимальный охват группы – 10 человек, максимальная наполняемость общей группы – 18 человек. При проведении занятия необходимо учитывать возрастные особенности группы (разновозрастная) и использовать дифференцированный подход в обучении.

преподаватели

Климчук Лидия Васильевна, учитель первой квалификационной категории математики, физики и  информатики

Содержание программы

Введение. Загадки и пословицы о природе и небесных явлениях. Стихи и сказки о природе.  Что такое астрономия. Небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдения – основной источник информации. Телескоп. Какие они бывают. Древняя обсерватория ее историческое описание. Как древние люди представляли себе Вселенную. Коперник, Тихо Браге, Джордано Бруно, Галилей. Ломоносов - астроном обсерватории.Что такое ракета. Как она устроена. Орбитальная станция. Космический спутник. Профессия космонавт. Кто первым в космосе побывал. Знакомство с Белкой и Стрелкой.Первый полет человека. Ю.А. Гагарин.  Спускающиеся капсулы. Одежда для космонавта.Первая женщина космонавт. В.В. Терешкова. Первый выход в открытый космос. Г.С.Титов.  А.А.Леонов. Исследование космоса, орбитальные станции, спутники Будущее изучение космоса.Солнце-звезда. Почему Солнце светит, а не греет?Движение Солнца. Корона, вспышки Может ли погаснуть наше Солнце? «Природные часы» Характеристики Солнца. Спектр. Разложение света в спектр. Как устроен наш «космический» дом?  Как образовалась Земля? Глобус-модель Земли.  Притяжение земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Погода и климат. Что такое полярное сияние, заря. Знакомство с Луной. Как изучали Луну? Первые гости Луны. Фазы Луны. Вселенная в представлениях древних индейцев, древних вавилонян, египтян. Античная астрономия: предположения Пифагора, взгляды Аристотеля, измерение Земли Эратосфеном. Система мира по Птолемею.Николай Коперник – создатель гелиоцентрической системы мира. Взгляды Джордано Бруно на Вселенную, как бесконечное пространство. Наблюдения и открытия Галилео Галилея. Кеплер, Ньютон – создатели модели Солнечной системы. Вильям Гершель – основоположник звёздной астрономии.Звёзды. Почему звёзды кажутся звёздами? Почему звёзды мерцают? Видны ли звёзды днём? Расстояния до звёзд. Строение звезд. Размеры звёзд. Как измерили поперечники звёзд. Гиганты звёздного мира. Температура и цвет звёзд. Яркость звёзд. Самые яркие звезды Вселенной. Эволюция звёзд. Солнце – ближайшая звезда. Созвездия Северного и Южного полушария. Легенды о созвездиях. Наша Галактика и место Солнца в ней. Многообразие галактик. Скопления галактик. Современная модель Вселенной. Большой взрыв и расширение мира. Солнце – центр Солнечной системы. Пятна на Солнце. Внутреннее строение Солнца. Солнечная атмосфера. Влияние Солнца на Землю.Структура Солнечной системы: планеты, спутники планет, астероиды, кометы, метеорные тела. Размеры Солнечной системы. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Размеры Меркурия. Как вращается Меркурий. Почему на Меркурии нет атмосферы? Строение Меркурия. Поверхность планеты. Температура на планете. Отсутствие спутников. Венера. Положение в Солнечной системе. Размеры. Вращение Венеры. Атмосфера Венеры. Температура на планете. Поверхность Венеры. Отсутствие спутников. Исследования Венеры.Планета Земля. Положение в солнечной системе. Размеры планеты. Вращение планеты. Состав атмосферы. Температура на планете. Луна – естественный спутник Земли. Вращение Луны. Фазы Луны. Молодой или старый месяц. Лунная карта. Поверхность Луны. Внутреннее строение Луны. Почему на Луне нет атмосферы? Какая на Луне погода? Лунные затмения. Солнечные затмения. Для чего астрономы наблюдают затмения? Теории происхождения Луны. Исследования Луны. Марс. Положение в Солнечной системе. Размеры. Вращение планеты. Поверхность Марса. Атмосфера. Средняя температура на планете. «Жизнь» на Марсе. Спутники Марса. Исследования Марса. Перспективы исследования Марса. Юпитер. Планета или меньшее Солнце? Положение в Солнечной системе. Вращение планеты. Атмосфера Юпитера. Поверхность планеты. Температура на планете. Кольца Юпитера. Спутники Юпитера. Исследования Юпитера. Сатурн. Положение в Солнечной системе. Вращение планеты. Поверхность, температура планеты. Кольца Сатурна. Происхождение колец. Спутники. Уран. История открытия планеты. Положение в Солнечной системе. Особенности движения планеты. Размеры Урана. Состав атмосферы Урана. Поверхность планеты.Кольца Урана. Спутники Урана. Исследования Урана.Нептун. Положение в Солнечной системе. История открытия планеты. Вращение планеты. Атмосфера. Поверхность планеты. Температура на планете. Спутники. Исследования Нептуна.Плутон – карликовая планета Солнечной системы. Положение в Солнечной системе. История открытия планеты. Размеры Плутона. Движение планеты. Исследования Плутона.Размеры и состав астероидов. Астероиды вблизи Земли. Защита от астероидной опасности. Кометы. Строение кометы. Происхождение комет. Движение комет. Периодичность комет. Знаменитые кометы. Метеорные тела. Метеоры. Наблюдения метеоров. Метеорные потоки. Метеориты: падения и находки. Тунгусский метеорит. Вещество метеоритов. Происхождение метеоритов.К.Э. Циолковский, С. Королёв – отцы мировой космонавтики. Космические полёты. Первые космонавты. Космические обсерватории. Животные в космосе. Радиотелескопы. Космос служит человеку. Орбитальные космические станции.

Цели программы

развитие интеллектуальных способностей обучающихся через расширение и углубление знаний по астрономии.

Результат программы

·     получение целостного и истинного представления об окружающем мире, Вселенной, планетах, звездах и разных удивительных явлениях на нашей планете;

·     формирование осознанного отношения учащихся к явлениям и объектам звездного неба;

·     становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;

·     расширение кругозора.

Особые условия проведения

Программа предназначена для обучающихся с 8 до 15 лет. Занятия предполагается проводить два раза в неделю по одному учебному часу (40 минут), итого 2 часа в неделю (72 часа на год с учетом резервных часов). Минимальный охват группы – 10 человек, максимальная наполняемость общей группы – 18 человек. При проведении занятия необходимо учитывать возрастные особенности группы (разновозрастная) и использовать дифференцированный подход в обучении.

Занятия планируются как аудиторные (в классе) так и на природе (наблюдения). При проведении наблюдений обучающимся младшего школьного возраста необходимо сопровождение старших (родители, старшие братья и сестры), так как наблюдения проводятся в основном в темное время суток. 

Материально-техническая база

Реализация программы осуществляется на базе МОБУ Угловской СОШ, расположенной по адресу: Амурская область, Мазановский район, село Угловое, ул. Цветочная, д 2. Школа является сельской малокомплектной. Педагогом, реализующим данную программу, является учитель первой категории математики, физики и информатики, имеющий подготовку по программе «Руководитель астрономического кружка», в объеме 240 учебных часов.

Основным помещением для проведения занятий выступает кабинет физики. Кабинет обладает вместимостью в 18 посадочных мест (9 двухместных школьных парт), большим демонстрационным столом, раковиной с подведенным водоснабжением, интерактивной сенсорной доской (диагональю 85 дюймов) на два касания, мультимедийным проектором, персональным компьютером с колонками. При необходимости имеется возможность дополнительно проводить занятия в кабинете информатики, оснащенном шестью рабочими компьютерами для обучающихся и ноутбуком для преподавателя. В кабинете информатики все рабочие места имеют подключение к сети Интернет.

Для проведения практической части курса кабинет физики оборудован:

·        телескоп с треногой;

·        глобус Луны;

·        глобус созвездий звездного неба с подсветкой;

·        настенная карта звездного неба;

·        2 подвижные карты звездного неба;

·        компасы школьные в количестве 5 штук;

·        астролябия (2 шт)

Мультимедийное сопровождение программы:

·       программа Stellarium – свободный планетарий для компьютера с открытым исходным кодом;

·       видеофильмы и видеоуроки по различным тематикам.